В статье представлена технология электронного обучения с применением сетевых онлайн-сервисов. Проанализирована эффективность использования комплексной технологии реализации сетевых онлайн-сервисов «Таблица продвижения по курсу». Технология применения сетевых онлайн-сервисов позволяет сделать управляемым, контролируемым и интерактивным процесс обучения, активно применять инструментарий, разработанный в рамках современных парадигм и технологий обучения: элементы глэм-педагогики, геймификации, виртуализации и многих других. Все ресурсы в рамках технологии собраны в единое целое. Электронный формат позволяет использовать в качестве источника овладения профессиональными смыслами, навыками, компетенциями разнообразные виды интерактивных ресурсов. Все материалы хранятся в системе, организованы с помощью гипертекста. Применяется комплексная система внешней оценки, самооценивания и взаимооценивания.
В рамках представленной технологии ядром подготовки становится обучающийся любого возраста и уровня подготовки, основной задачей которого становится самоорганизация в электронной среде и сетевом пространстве в сотрудничестве с наставником, выступающим одновременно и в качестве тьютора, и эксперта-профессионала для непрерывного решения возникающих задач и доведения до автоматизма полученных навыков.
Главный тренд в современном образовании связан с цифровой революцией, которая ведет к кардинальному изменению рынка труда и привела к возникновению трех главных феноменов XXI века:
🔶 цифрового поколения, имеющего свои особые социально-психологические характеристики;
🔶 новых технологий, формирующих цифровую среду;
🔶 цифровой экономики и инициирования ею новых компетенций и требований к кадрам.
Скорость обесценивания полученных знаний растет: период полураспада компетенций достиг 1,5 лет. Сегодня общество использует более трехсот новых терминов, более ста новых аббревиатур, более восьмидесяти новых видов электронных услуг. Около ста ранее известных дефиниций и научных гипотез стали использоваться в новом контексте и получили новую интерпретацию. Возникновение электронных услуг ведет к появлению рынков с новыми решениями, например, в сфере защиты данных, обеспечения качества и доступности электронных услуг. Мир стремительно движется к цифровой экономике, основанной на онлайн-технологиях - технологиях разных поколений Web (1.0 - 4.0), позволяющих обмениваться данными, облегчающими процесс коммуникаций в сети Интернет и продвигающих электронные услуги и цифровые продукты. К ним относят технологии Big Data, нейротехнологии, искусственный интеллект (AI) и машинное обучение, квантовые технологии, системы распределенного реестра, интернет вещей (IoT), промышленный интернет (IIoT), технологии беспроводной связи, компоненты робототехники и сенсорики, технологии виртуальной, дополненной и смешанной реальности (VR, AR, Mixed R), облачные и мобильные технологии, дроны, носимые гаджеты, блокчейн, 3D-принтинг, технологии Agile, новые производственные технологии и др.
Трансформация рынка труда сегодня стремительно нарастает. Признаком того, что система образовательных услуг не успевает перестроиться, является возникающий «кадровый голод» и уровень удовлетворенности образовательными услугами со стороны потребителей.
Для преодоления ситуации на государственном уровне к настоящему времени инициировано более пятидесяти законопроектов, среди которых для сферы образования наиболее важными являются:
🟦национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» (сроки реализации: 2018 – 2024);
🟦 федеральный проект «Кадры для цифровой экономики» (2018-2024);
🟦 государственная программа «Развитие образования» (2013 – 2020);
🟦 дорожная карта форсайт-проекта «Образование 2030» (2008 – 2030);
🟦 национальный проект «Образование», включающий десять федеральных проектов: «Современная школа», «Успех каждого ребенка», «Поддержка семей, имеющих детей», «Цифровая образовательная среда», «Учитель будущего», «Молодые профессионалы», «Новые возможности для каждого», «Социальная активность», «Экспорт образования» и «Социальные лифты для каждого» (2019 – 2024);
🟦 ФГОС, ФГОС по ТОП-50, профессиональный стандарт педагога (2013 – 2020).
В ближайшие десять лет в России будут востребованы специалисты по технологиям Индустрии 4.0: специалисты по работе с облачными системами, по машинному обучению, Agile, VR/AR/Mix VR, искусственному интеллекту.
Происходит трансформация компетенций, которые будут востребованы рынком труда в соответствии с требованиями цифровой экономики:
💲дружественность к технологиям (High Hume Technology, TechFriendly);
💲 креативность;
💲 многозадачность;
💲 аналитические навыки и работа с большими данными;
💲 цифровая грамотность (Digital skills);
💲 гибридные компетенции;
💲 быстрое мышление (Fast Thinking & Reaction);
💲 многокомандность (одновременная работа в неоднородных по разным признакам командах);
💲 трансдисциплинарность - способность понимать каждого члена команды, специалистов из разных областей;
💲 on-line коммуникативные навыки и SMM продвижение; навыки сохранения здоровья (Health skills);
💲 навыки Soft Skills (коммуникация, работа в команде, управление временем, подготовка и защита презентаций, лидерство, способствующее личностному развитию и самомотивации).
При этом существующая практика показывает, что реализация новых образовательных технологий связана с рядом проблем:
🔻недостаточной готовностью общества к реализации и восприятию цифровых форм образования;
🔻 необходимостью широкого внедрения web-дидактики;
🔻 проблемным полем организации цифрового пространства для образования.
Цифровизация образовательных услуг на данном этапе призвана обеспечить широкую доступность независимо от местонахождения получателя информационно-цифровых ресурсов и smart-использование цифровых технологий в образовательном процессе.
Цифровая образовательная среда как высокоорганизованное образовательное пространство призвана обеспечивать обучающихся потоком систематизированной информации, процесс получения знания при этом в целом будет представлять из себя управляемую систему.
Сами по себе сервисы онлайн-обучения как комплекс технологий не решают поставленной задачи. Поэтому необходимым условием их реализации становится использование оптимального интерфейсного решения для проектирования описанной выше среды, поскольку отдельные сервисы, плохо интегрированные между собой представляют собой пример лоскутной автоматизации и цифровизации образовательного процесса.
Для устранения этого недостатка необходима удобная навигация по информационному пространству. Сервисы, объединенные в единые технологические цепочки, дают новый качественный результат, в том числе, возможность масштабирования по количеству участников онлайн.
Существующие инструментальные среды для разработки онлайн-курсов, e-Learning, самые популярные из которых - это СДО (такие как электронная среда обучения Moodle, ATutor, Ilias, Diskurs), редакторы курсов (iSpring Suite, Articulate 360, Adobe Captivate, а также популярный в России CourseLab) недостаточно гибкие и открытые для решения всего спектра задач, возникающих в живом образовательном процессе.
К примеру, философия Moodle основывается на том, что обучающий, тьютор - информационный центр, владелец информационного продукта. Задача обучающегося - приобщаться к этому знанию и правильно отвечать на вопросы тестов. Эта платформа хороша для законченных систематизированных курсов, что не всегда адекватно реалиям цифровой экономики.
Настоящая статья посвящена описанию возможностей адаптивной онлайн-технологии «Таблица продвижения» на основе сервисов Гугл, которая представляет собой единую целостную систему управления прохождением курсов в ходе электронного обучения, обладающей преимуществом виртуализации ИТ-инфраструктуры.
В ходе реализации данного вида образовательных услуг представляется оптимальным опираться на следующие преимущества прежде всего сервисов Гугл:
🟡предоставление единого аккаунта для авторизации, который актуален также для подавляющего большинства зарубежных и отечественных онлайн-сервисов,
🟡 универсальность принципов работы в разных сервисах, включенность всех участников процесса обучения, даже начинающих, в процесс применения сервисов Google.
Отметим, что сервисы Google (и не только Google) интегрируются в курсы Moodle, поэтому в дальнейшем переход на эту платформу обучения будет безболезненным и быстрым.
Сервисы Google легко интегрируются в сайты, блоги и социальные сети. Если внедрение технологии сопровождается организацией образовательного портала как эффективной платформы, предназначенной для агрегации веб-решений, эти меры в совокупности обеспечивают быстрый результат не только для обучения, но и создания рекламы образовательного продукта, курса обучения и в целом долгосрочные эффекты от проекта.
Google Apps позволяют систематизировать цифровой след обучающегося в индивидуальное или групповое электронное портфолио, который уже сам по себе является неплохим результатом обучения. Этап использования Гугл перед дальнейшим переходом на комплексные платформы - это базисная основа успешного усвоения философии и технологий электронного обучения и профессиональной деятельности на разных этапах карьеры и уровнях цифровой компетентности.
Технология «Таблица продвижения» основана на сервисе Google-Таблицы как агрегаторе гипертекстовых ссылок и не ограничивает в использовании технологической сервисной среды, позволяет пользователю в соответствии с уровнем доступа редактировать свой образовательный маршрут и контент, использовать при изучении образовательного модуля или отдельной темы интерактивные ресурсы любого формата, любые сетевые сервисы, систематизировать программы курсов, сделать управляемым процесс их освоения, регулируя последовательность изучения.
Благодаря тому, что доступ к «Таблице продвижения» осуществляется через Интернет или другие сети, обучающиеся могут реализовать индивидуальный образовательный маршрут в собственном темпе в любом удобном месте и временном отрезке.
Возможности технологии «Таблица продвижения»:
🟢 совместное решение учебных задач с использованием различных сетевых инструментов: вики, глоссарий, блоги, форумы, практикумы как в асинхронном режиме (собственный темп работы обучающегося), так и в режиме реального времени, используя онлайн-технологии;
🟢 обеспечение доступа к цифровым учебным материалам посредством браузера, интерактивная коммуникация через чат, системы комментирования и рассылок;
🟢 создание и хранение портфолио работ по изучаемому курсу;
🟢 контроль активности обучающихся и их цифрового следа;
🟢 рациональная организация времени на изучение различных разделов курса со стороны наставника;
🟢 управление уровнем доступа к материалам. Все документы, созданные в Google-сервисах, хранятся на личном виртуальном диске студента, их можно редактировать онлайн совместно или экспортировать на жесткий носитель и редактировать офлайн. В применяемой системе управления индивидуальным образовательным маршрутом существуют широкие дополнительные функции, такие как: календарь, новости, аналитические диаграммы.
🟢 «Таблица продвижения» заполняется всеми участниками образовательного процесса, позволяет осуществлять самоконтроль выполнения заданий проекта, добавляет элемент соревновательности, способствует взаимообучению и развитию самостоятельности.
Таким образом, обучение, построенное на основе технологии "Таблицы продвижения" позволит сделать процесс образования более гибким и приспособленным к реалиям мира современных цифровых технологий, приносящим прогнозируемый актуальный результат, адаптирующимся к потребностям практики по формированию конкурентоспособных профессионалов цифрового бизнеса, обладающих навыками для новых форм нестандартной занятости и реализации новых видов услуг. Инициатива во многих учебных ситуациях переходит к обучающемуся, необходимость самоорганизации процесса развития возрастает. Технология позволяет в короткие сроки решить главную проблему цифрового обучения - проблему сокращения разрыва компетенций организаторов и потребителей цифровой образовательной услуги, так как широта спектра сервисов позволят применять на практике именно те, которые позволяют каждому конкретному организатору или потребителю образовательной услуги достичь поставленных задач на их уровне возможностей в данный временной или пространственный отрезок.
Обучение в режиме онлайн: плюсы и минусы