Школу я закончила вот уж третий год. С отличными оценками, немного расшатанными нервами, и, конечно, мечтами о будущем.
Литературу у нас вела женщина "старой закалки": поставленный голос, пожелтевшие конспекты лекций уроков, да такие же пожелтевшие блузка и юбка. Естественно ни о каких "прогрессивных взглядах" и речи не было. На уроках нас вели по проторенной дорожке, по заученным смыслам, по устоявшимся образах и характеристиках.
Этот - плохой; этот - жалкий; любовь - во спасение.
Помню однажды я использовала в качестве аргумента в сочинении- допуске книгу Э. Фромма. Надо ли говорить, с какого абзаца моя тетрадь окрасилась в бардово-алый оттенок? Больше я не сходила с заданных рельс и смиренно соглашалась со всем. Причем так же смиренно я искала нужные ей смыслы в том, где казалось бы их и нет. Но раз надо, значит надо.
И вот, уже в университете, на какой-то из лекций у нас спрашивают, не в курсе ли мы, что вообще значит письмо Татьяны к Онегину. Мы с умным видом закатываем глаза и... все до единого сыплем заезженными однотипными фразами, будто учились в одном классе. На деле смысл оказался совсем иным, чем нам "вдалбливали". Мы сломались, потому что в нашем мире герои были совсем иные, больно уж правильные и от этого даже не живые какие-то.
Я поняла, что уроки литературы не научили меня читать литературу. Эти уроки научили меня искать то, что от меня требует учитель.
Совсем недавно наткнулась на видео, какие-то интересные факты о Петербурге или даже Петербург Достоевского, не помню уже. Помню лишь, что мне захотелось самой проникнуть в этот Петербург на страницах книги, самой для себя решить, кто плохой, кто жалкий. Мне захотелось читать.
Поэтому сейчас я заново знакомлюсь с произведениями, которые нам давали в школе. Хорошо, что за эти три года все вбитые образы и смыслы успели затеряться среди специализированной литературы.
Спасибо, что дочитали.(: