Прямое следствие гипотезы "морфический резонанс имеет место только из прошлого" состоит в том, что данная система может испытывать влияние всех прошлых систем, обладающих подобными формой и организацией. Влияние этих прошлых систем не прерывается временными или пространственными интервалами. Тем не менее способность прошлых систем влиять на последующие может быть ослаблена или исчерпана. Но вначале рассмотрим такой вариант, когда их потенциальное влияние не уменьшается. Этот постулат имеет несколько важных следствий:
(1) Первая система данной формы воздействует на вторую, затем обе они воздействуют на третью и так далее, так что это влияние накапливается.
(2) Формы даже простейших химических морфических единиц разнообразны: субатомные частицы находятся в непрерывном колебательном движении, а атомы и молекулы подвержены деформации путем механических соударений и под действием электрического и магнитного полей. Биологические морфические единицы еще более разнообразны.
(3) Автоматическое усреднение прошлых форм приводит к пространственному распределению вероятностей в морфогенетическом поле, или, иными словами, к вероятностной структуре.
Вероятностная структура морфогенетического поля определяет вероятное состояние данной системы под его влиянием в соответствии с актуальными состояниями всех подобных систем в прошлом; наиболее вероятная форма, принимаемая системой, есть та, которая чаще всего встречалась в прошлом.
(4) На ранних стадиях истории форм морфогенетическое поле относительно слабо определено и испытывает значительное влияние индивидуальных форм. Но с течением времени накапливающееся влияние бесчисленных прошлых систем будет сообщать полю все возрастающую стабильность; чем более вероятным становится средний тип, тем более вероятно, что он станет повторяться в будущем.
Иными словами, вначале бассейн притяжения морфогенетического поля будет относительно мелким, но он будет становиться все более глубоким по мере того, как возрастает число систем, вносящих вклад в морфический резонанс. Или, используя еще одну метафору, через повторение форма попадает в колею, и чем чаще она повторяется, тем эта колея становится глубже.