Найти тему
Культурный Петербург

ИСТОРИЯ С ХРОНОЛОГИЕЙ И ГЕОГРАФИЕЙ

Сериал Однажды в Ростове
Сериал Однажды в Ростове

На телеэкране – запоздалая премьера сериала «Однажды в Ростове»

То, что эта лента протяженностью в 24 серии имеет все шансы стать одним из хитов нынешнего телесезона, у меня нет никаких сомнений. Порукой тому несколько обстоятельств. Первое и очевидное – соединение «в одном флаконе» двух драматических событий из советской истории 1960-х годов – Новочеркасского расстрела в июне 1962 года и преступной деятельности банды «фантомасов» в Ростове. Не менее важна и та команда профеcсионалов, которая взялась за реализацию проекта – режиссер Константин Худяков, сценарист Елена Райская и продюсер Сергей Жигунов (он же – исполнитель одной из главных ролей). И, наконец, замечательная актерская сборная, начиная с гениального Богдана Ступки и закачивая ныне популярными Владимиром Вдовиченковым, Евгением Князевым и Аленой Бабенко.

Все это в совокупности и дало яркий зрелищный результат, тем более, что проекту пришлось конкурировать с не менее впечатляющим сериалом на схожую тему под названием «Ленинград-46». Правда, ростовская сериальная история оставила напоследок несколько недоуменных впечатлений, которые и не позволяют сполна насладиться увиденным. Прежде всего, это фигура главаря банды «фантомасов» Вячеслава Толстопятова, который волею создателей сериала оказался в Новочеркасске в разгар трагических событий. Хотя на самом деле в это время он отбывал срок за подделку денег. Но в сериале об этом забыто. Убийца и бандит, погубивший немало жизней, выглядит едва ли не как благородный борец с режимом. При этом, что характерно, ни он, ни его подельники – родные и друзья – абсолютно не испытывают никаких мук совести.

Можно было бы и не обращать внимание на подобные драматургические натяжки, если бы они не выглядели столь вопиюще нелепыми. В реальности банда «фантомасов» бушевала в Ростове на рубеже 60-70-х, и к событиям в Новочеркасске, ее члены не имели ровно никакого отношения. Точно также, как в это время не был запрещенной фигурой Александр Галич, а в Финляндию из Ростова вряд ли отправляли делегацию из десяти человек. Понимаю, что авторам хотелось дать в своей криминальной саге панораму эпохи, но как-то с трудом увязываются в единый смысловой узел грабежи и убийства (некоторые так и остаются нераскрытыми) и приключения диссидентов, которых в стране в ту пору были всего лишь единицы. Все эти досадные неточности с хронологией событий в сериале, как и непонятные географические перемещения многих персонажей по маршруту: Ростов-Новорчеркасск-Москва-Хельсинки, напоминают пословицу про огород, бузину и дядьку.

Приблизительность – бич современных сериалов, и нынешний – не исключение, тем более, что он был снят еще в 2012 году. В случае с проектом Константина Худякова очевидно, что желание рассказать обо всем сразу приводит и к элементарным смысловым нестыковкам, что рассредотачивает внимание публики, не успевающей переключаться с одной сюжетной линии на другую: политику сменяет банальный криминал, на пятки ему наступают любовные мелодраматические коллизии и слезоточивые сцены верности семейным ценностям Толстопятовых. Мысль авторов делает кульбит – и вновь на арене оказывается политика вкупе с сюжетами про диссидентов, а затем снова начинаются страдания молодой героини по имени Нина (Елена Олькина) – не то от любви, не от сочувствия к жертвам советского режима. Есть еще и убийство соперницы, и суицид, и употребление наркотиков сотрудником органов, и так далее и тому подобное.

Сергей Жигунов как-то проговорился, что за создание сериала «Однажды в Ростове» его побудил взяться успех знаменитой «Ликвидации». И, видимо, отныне большинство российских ретро-сериалов про ушедшую советскую эпоху будут так или иначе походить на знаменитый телефильм Сергея Урсуляка. Для того, чтобы подобной ситуации избежать их творцам придется прикладывать немало усилий и фантазии. Константин Худяков это продемонстрировал, оправдывая многочисленные вставки в сериал фрагментов из советских фильмов и киножурналов местом работы братьев-бандитов (кинотеатр). Но фильм-то его про бандитов, а не про роль кино в жизни советских людей. Вот и получается, что изящная выдумка режиссера кажется притянутой за известную часть человеческой головы ко вполне уголовной и печальной истории. А нам остается самим вспоминать ту эпоху, и удивляться: почему же ей так не везет с воплощением в телеэфире.

Сергей Ильченко

Профессор, доктор филологических наук, кандидат искусствоведения

https://jf.spbu.ru