Вот уже несколько лет на разных конференциях, форумах и круглых столах звучит сигнал о наступившей эпохе неопределенности, перехода к виртуальной эпохе, цифровизации общества и даже цифрового аутизма.
И надо сказать, мало кто прислушивался к этим сигналам, но пришел COVID-19, и, происходящее сейчас, думаю уже не оставляет сомнения в том, что мы уже в эпохе неопределенности.
ВСКРЫТИЕ
То, что произошло с миром, вскрыло в сфере культуры пласт проблем, которые раньше не замечали или не хотели замечать, откладывая «на потом». Прерваны не только культурные, образовательные и бизнес процессы в творческих и трудовых коллективах, прервана связь с аудиторией учреждений культуры.
В апреле 2020 года Сообщество европейских музейных организаций (NEMO) провело исследование влияния ситуации COVID-19 на музеи в Европе среди 650 музеев из 41 страны. По итогам исследования, на 3 апреля 2020 г. «92 % музеев закрыты полностью, музеи в туристических регионах предполагают, что снижение доходов составит 75-80 % из-за полной остановки туризма и потенциального продолжения ограничений в летний период».
ВЫХОДНЫЕ КУЛЬТУРЫ
В России на время объявленных «выходных дней» на полтора месяца были закрыты все дворцы и дома культуры, учреждения дополнительного образования, музеи, концертные залы, кинотеатры, галереи, библиотеки и театры. И, если федеральные и бюджетные организации не потеряли финансирования, то частные музеи, музыкальные школы, творческие студии, кинотеатры и т. п. стоят на пороге банкротства и полного закрытия.
Надеюсь все понимают, что учреждения культуры (дома культуры, музеи, театры, библиотеки, концертные залы и др.) еще долго не увидят своей аудитории. Туристический летний сезон в 2020 году не от-кроется, а значит, музеи, концертные площадки останутся пустыми. Театральный сезон завершен досрочно. Учреждения досугового типа традиционно отправляются в коллективные отпуска. Праздничная индустрия обременена запретами на массовые мероприятия. Доходы россиян, по прогнозам Forbes, могут оказаться на 40 % ниже обычного.
"ЦИФРА"- ДРУГ ИЛИ ВРАГ?
Очевидна актуализация цифровых технологий, дигитализация сферы культуры, поиск новых форм и технологий работы, использование новых каналов коммуникаций — горизонтальных и вертикальных — внутри учреждений и отрасли, и внешних с аудиториями. И что бы ни говорили коллеги-консерваторы, именно цифровизация помогает нынче учреждениям культуры держать и даже расширять аудиторию. Недаром театры выкладывают видео своих спектаклей в соцсетях; некоторые музеи осваивают Инстаграм, создавая короткие онлайн экскурсии, а артисты устраивают концерты из домашних студий. Освоение онлайн пространства во время карантина способствовало позитивному настрою и творческому самовыражению людей, не связанных раньше с творчеством и доказало свою значимость, поощряя творчество, обмен опытом и предлагая виртуальное пространство для совместного создания идей.
ПОБЕДИМ "ЧЕРНОГО ЛЕБЕДЯ"?
Учреждения культуры будут вынуждены осваивать виртуальное пространство, использовать цифровые технологии в новых формах работы, создавать инновационные культурные продукты, предлагать новые культурные практики, чтобы при следующем неизбежном «черном лебеде» быть востребованными и выполнять свои традиционные функции просвещения, воспитания и организации досуга.
Недели «домашнего режима» обнажили главный тренд — изменение культурной среды, трансформация социокультурных пространств и изменение культурной парадигмы.
Владимир ЕЛЕНКО, исполнительный директор по работе с регионами Российского творческого Союза работников культуры
Культурный Петербург №3 (104) 2020