Найти тему

КУЛЬТУРА В ЭПОХУ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ

Оглавление
Взято из открытых источников
Взято из открытых источников

Вот  уже  несколько  лет  на  разных  конференциях,  форумах  и  круглых  столах  звучит  сигнал  о  наступившей  эпохе  неопределенности,  перехода  к  виртуальной  эпохе,  цифровизации  общества  и  даже  цифрового  аутизма. 

И надо сказать, мало кто  прислушивался к  этим сигналам, но пришел COVID-19, и, происходящее сейчас, думаю уже не  оставляет сомнения в  том, что  мы уже в  эпохе неопределенности.

ВСКРЫТИЕ

То, что  произошло с  миром, вскрыло в  сфере культуры пласт проблем, которые раньше не замечали или не хотели замечать, откладывая «на  потом». Прерваны не  только культурные, образовательные и  бизнес процессы в  творческих и  трудовых коллективах, прервана связь с  аудиторией учреждений культуры.

В  апреле 2020  года Сообщество европейских музейных организаций (NEMO) провело исследование влияния ситуации COVID-19 на музеи в Европе среди 650 музеев из 41 страны. По  итогам исследования, на 3 апреля 2020 г. «92 % музеев закрыты полностью, музеи в туристических регионах предполагают, что  снижение доходов составит 75-80 % из-за  полной остановки туризма и потенциального продолжения ограничений в летний период».

ВЫХОДНЫЕ КУЛЬТУРЫ

В  России на  время объявленных «выходных дней» на  полтора месяца были закрыты все дворцы и  дома культуры, учреждения дополнительного образования, музеи, концертные залы, кинотеатры, галереи, библиотеки и  театры. И, если федеральные и  бюджетные организации не потеряли финансирования, то  частные музеи, музыкальные школы, творческие студии, кинотеатры и т. п. стоят на пороге банкротства и полного закрытия.

Надеюсь все понимают, что  учреждения культуры (дома культуры, музеи, театры, библиотеки, концертные залы и др.) еще долго не увидят своей аудитории. Туристический летний сезон в 2020 году не от-кроется, а  значит, музеи, концертные площадки останутся пустыми. Театральный сезон завершен досрочно. Учреждения досугового типа традиционно отправляются в  коллективные отпуска. Праздничная индустрия обременена запретами на  массовые мероприятия. Доходы россиян, по  прогнозам Forbes, могут оказаться на 40 % ниже обычного.

"ЦИФРА"- ДРУГ ИЛИ ВРАГ?

Очевидна актуализация цифровых технологий, дигитализация сферы культуры, поиск новых форм и технологий работы, использование новых каналов коммуникаций — горизонтальных и  вертикальных — внутри учреждений и  отрасли, и  внешних с  аудиториями. И  что  бы ни  говорили коллеги-консерваторы, именно цифровизация помогает нынче учреждениям культуры держать и даже расширять аудиторию. Недаром театры выкладывают видео своих спектаклей в  соцсетях; некоторые музеи осваивают Инстаграм, создавая короткие онлайн экскурсии, а  артисты устраивают концерты из  домашних студий. Освоение онлайн пространства во  время карантина способствовало позитивному настрою и творческому самовыражению людей, не  связанных раньше с творчеством и доказало свою значимость, поощряя творчество, обмен опытом и предлагая виртуальное пространство для  совместного создания идей.

ПОБЕДИМ "ЧЕРНОГО ЛЕБЕДЯ"?

Учреждения культуры будут вынуждены осваивать виртуальное пространство, использовать цифровые технологии в  новых формах работы, создавать инновационные культурные продукты, предлагать новые культурные практики, чтобы при  следующем неизбежном «черном лебеде» быть востребованными и  выполнять свои традиционные функции просвещения, воспитания и организации досуга.

Недели «домашнего режима» обнажили главный тренд  — изменение культурной среды, трансформация социокультурных пространств и изменение культурной парадигмы.

Владимир ЕЛЕНКО, исполнительный директор по работе с регионами Российского творческого Союза работников культуры

Культурный Петербург №3 (104) 2020