Задайте вопрос следующего содержания:
Простите, что вы сказали?
или
Не могли бы вы повторить?
Сделайте это спокойным, удивленным тоном.
В подавляющем большинстве случаев, обидчик почувствует себя смущенным или даже виноватым. Когда человека провоцируют повторить грубость, к нему приходит осознание:
Я сказал что-то плохое.
или
У моих слов могут быть последствия.
Кроме того, если это было сделано в присутствие других людей, то это окажет дополнительное воздействие. Так как внимание окружения сместится с ожидания действий от вас, на вашего обидчика.
Если оскорбления произнесены в пылу обиды или злости, то даже пары секунд хватит, чтобы грубиян опомнился и изменил формулировку на более обтекаемую и несущественную.
При повторении оскорбления, оставьте его фразу зависнуть в воздухе на минуту. Только после этого медленно повторите вопрос. Например:
А: Не встречал такого некомпетентного сотрудника.
В: Простите, что вы сказали?
А: Ты не разбираешься в вопросе.
ПАУЗА...
В: Хотите сказать, что не ответил на вопрос?
А: Да, ты не можешь объяснить.
В: Странно.
Или они придают обтекаемую формулировку и сами предложат решение, чтобы перевести тему:
А: Ты не полностью ответил, нужно еще уточнить...
Уверяю, неловкая пауза буквально делает чудеса. Раньше работал продавцом бытовой техники, и большинство жалоб/глупых замечаний решалось с помощью паузы.
Повторение или пауза в разговоре, заставляют человека задуматься:
Я сказал что-то некорректное или глупое?
И вот он уже сомневается в себе и пытается смягчить или отказаться от своих слов.
Стоит отметить, что данный метод следует применять только в случае, когда вам грубят незаслуженно. Если вы допустили ошибку и реакция собеседника закономерна, не применяете его. Не заставляйте человека, который делает обоснованное и полезное замечание, чувствовать себя неловко.
Тому, кто продолжит необоснованно грубить, задайте вопрос:
Если я такой, как сказали, почему продолжаете общаться со мной?
Или
Это кажется необоснованным и субъективным.
А потом не обращайте на него внимания. Это снова заставит их оправдывать грубость.
Стоит отличать разницу между грубым и неуместным замечанием и замечанием неуравновешенного, взбешенного человека. Лучший подход в таком случае - игнорировать их и стараться быть дружелюбным.