Продолжаем вспоминать биографию выдающегося конструктора Андрея Липгарта, одного из самых ярких творцов российской автоистории: создателя первого советского автомобиля, первого советского гоночного болида, автора «Эмки», «Победы»…
В годы Великой Отечественной под руководством Липгарта были сконструированы первые советские внедорожники ГАЗ-64 и ГАЗ-67 — совершенно оригинальные, не скопированные с зарубежных аналогов автомобили. Из военных проектов Андрея Александровича, кроме того, заслуживают внимания бронеавтомобиль БА-64, легкие танки Т-60, Т-70 и Т-80. И чрезвычайно удачная артиллерийская самоходная установка, очень популярная в армии — СУ-76. В 1942 и 1943 годах за эти разработки Липгарт дважды был удостоен главной государственной премии тех лет — Сталинской.
Третью госпремию Андрей Александрович получил в 1947 году за грузовик ГАЗ-51, работы над которым начались десятью годами ранее, но серийное производство стартовало только после войны.
А в 1950 году Липгарт стал четырежды лауреатом Сталинской премии за автомобиль ГАЗ М-20 «Победа». Семь лет спустя после начала работы над проектом с очень драматической судьбой.
Правительственное задание на проектирование нового легкового автомобиля завод получил в декабре 1941 года, но, как сейчас модно говорить, что-то пошло не так. Изначально проект назывался «Родина». Когда Андрей Александрович анонсировал его перед Сталиным, тот иронично поинтересовался: «Ну и почем у нас будет Родина?» Тут же пришлось предложить другое название. «Ну, невелика Победа…» — продолжал острить Иосиф Виссарионович. Но все же согласился.
Непосредственная работа над «Победой» началась в 1943 году. Общую компоновку поручили вычерчивать группе под руководством Бориса Кирсанова. Ведущим конструктором по кузову назначили Александра Кириллова. Контролировали их работу первый заместитель Липгарта А. Кригер (по шасси и двигателю) и Юрий Сорочкин (по кузову). Последний подключил к созданию форм машины талантливого художника-графика Вениамина Самойлова.
За основу дизайна модели решили взять кузов немецкого Opel Kapitan 1938 года. Образец этого авто, отбитый у вермахта, попал на Горьковский автозавод в начале войны. Самойлов переосмыслил облик немецкого «Капитана» и придумал обтекаемую форму без выступающих крыльев, с утопленными фарами. По эскизам художника были сделаны гипсовые масштабные модели будущего автомобиля, а по самой удачной версии — макет из красного дерева в натуральную величину.
Однако так же красиво воплотить замысел в металле мешало отсутствие прокатного листа с шириной, достаточной для штамповки крупноразмерных деталей. Приходилось некоторые элементы кузова штамповать по частям, а потом сваривать фрагменты воедино. Нарушалась прочность, страдал внешний вид. Швы приходилось шпатлевать припоем и зачищать. Производство значительно усложнялось, а вес машины возрастал. А тут еще нескончаемые бомбежки…
Но и это еще не все. После изготовления первых экземпляров обнаружился редкий оптический эффект: при взгляде на переднее крыло с определенных ракурсов казалось, что оно вогнуто.
Этот эффект возникал из-за того, что большой участок крыла имел кривизну постоянного радиуса. На макетах по каким-то причинам этого заметно не было. Впервые столкнувшиеся с таким удивительным оптическим обманом конструкторы впервые же применили и специальную методику для его устранения — сюрфасографию (разработка смежных пространственных форм на плоскости).
Несмотря на все сложности, к революционным праздникам 1944 года первый опытный образец будущей «Победы» был готов. 6 ноября главный конструктор лично сел за руль и провел первые испытания.
Работа над ошибками шла успешно, сложности, несмотря ни на что, преодолевались, наконец свершилось и самое главное событие XX столетия — победа в Великой Отечественной войне! Неприятности наконец-то остались позади?.. В мае 1945 года покончил жизнь самоубийством Вениамин Самойлов…
19 июня 1945 года, за пять дней до Парада Победы, новая машина предстала перед Сталиным.
С плохо скрываемым недовольством, с замечаниями, но проект таки получил одобрение на массовое производство. Через год первая партия «Побед» сошла с конвейера. В 1947 году Липгарт стал членом-корреспондентом Академии артиллерийских наук.
Весной 1948 года завод получил правительственное задание на разработку легкового автомобиля представительского класса. На все про все отводилось всего-то 29 месяцев. Срок нереальный. А 30 августа 1948 года постановлением правительства производство ГАЗ М-20 «Победа» было остановлено и все выпущенные автомобили отозваны на модернизацию: стекла лопались на ходу, в салон затекала вода, двигатель детонировал, сцепление работало рывками. Автомобиль плохо разгонялся и потреблял чрезмерное количество бензина. Генералы жаловались, что на заднем сиденье фастбэка невозможно ездить в папахах; номенклатурщики брюзжали, что приходится снимать шляпы…
Директора завода Ивана Кузьмича Лоскутова уволили, главного конструктора Андрея Александровича Липгарта «прикрыли» — кроме него, за оставшиеся месяцы новый правительственный заказ выполнить не смог бы никто…
Доработанную «Победу» вернули на конвейер, Липгарта поставили в очередь на очередную госпремию. И в сверхплановые сроки — к ноябрьским праздникам 1949 года — собрали опытный экземпляр ГАЗ-12 ЗИМ. 7 ноября в Горьком он принял участие в демонстрации. А еще через три месяца, 15 февраля 1950 года, автомобиль презентовали в Кремле. Сталину ЗИМ понравился. «Кто конструктор? — поинтересовался вождь. — Липгарт? Почему не наказан?»
«Наказ» вождя выполнялся весьма своеобразно. Всего через пару недель, 4 марта 1950 года, было опубликовано постановление Совета министров СССР о присуждении Сталинской премии за 1949 год. В числе лауреатов был А. А. Липгарт — «за создание конструкции и технологии, организацию производства и освоение массового выпуска легкового автомобиля Победа».
13 октября 1950 года на ГАЗе была собрана первая партия автомобилей ГАЗ-12 ЗИМ, а 16 марта 1951 года опубликовано постановление Совета министров СССР о присуждении Сталинской премии за 1950 год. И снова в числе лауреатов А. А. Липгарт, на этот раз «за разработку конструкции и освоение производства легкового автомобиля ЗИМ…»
И только 15 октября 1951 года А. А. Липгарт был отстранен от должности главного конструктора ГАЗа, его место занял парторг завода, а Андрея Александровича понизили до уровня зама.
15 мая 1952 года Липгарт был уволен и с этой должности и переведен на УралЗИС рядовым конструктором. Поводом стал донос инженера Крещука, который обвинил Андрея Александровича в «умышленном сдерживании поставок в армию легковых машин-амфибий НАМИ-011». Крещук получил Сталинскую премию за этот свой автомобиль. Однако после испытаний указ о присуждении был отменен: машина мало на что годилась…
Но Липгарта уже не вернуть, он покинул ГАЗ, на котором 18 лет проработал главным конструктором, разработал и построил 67 моделей, 27 из которых встали на конвейер.
Что дальше? Об этом в нашей завершающей публикации биографии Андрея Липгарта.
НАЧАЛО — ... — ВЫ ЗДЕСЬ — ОКОНЧАНИЕ
Биография Андрея Липгарта:
1. Первый советский автомобиль Андрея Липгарта
2. Как рождалась «Эмка» ГАЗ М-1
3. Гоночная Липгарта ГЛ-1 – первый советский болид
4. Главная Победа Андрея Липгарта
5. Андрей Липгарт после "Победы"
#автосоюз #автоистория #история автомобилей #отечественный автопром #отечественные автомобили #ссср #газ #победа #зим #нами