Найти тему
ПЕРЕВАЛ

ПРАЗДНИК СО СЛЕЗАМИ НА ГЛАЗАХ

С противоречивыми чувствами отмечаем мы ныне День медицинского работника. С одной стороны – с огромной признательностью к врачам, не жалеющим сил и времени для спасения пациентов от коронавируса. И даже отдающим свои жизни – на войне как на войне. А с другой стороны - с печалью о бедственном положении нашей медицины, которая – увы! – никак не желает становиться качественной и доступной для всех. Вопреки всем поправкам в Конституцию.

-2

Самоизоляцию пережить — не поле перейти. Для многих из нас она стала настоящей школой выживания. Самые дисциплинированные граждане три месяца жили без движения, без свежего воздуха, без живого общения. И без плановой медицинской помощи. Как будто других болезней не существует в природе! Поликлиники для "некоронавирусных" пациентов были закрыты, а страждущих вежливо посылали в частные медцентры, которые далеко не всем по карману. Какое уж тут «сохранение и укрепление общественного здоровья»!

Многие медучреждения были перепрофилированы под коронавирус. Например, подмосковный город Бронницы лишился одновременно и больницы, и поликлиники. Соцсети наполнены кошмарными историями о том, как заболевших людей возили по всей округе, пытаясь хоть где-то пристроить.

Коронавирус - он сегодня как маска. Им можно прикрыть всё на свете. И глупость, и тупость, и некомпетентность. Бравурные отчёты чиновников о преодолении эпидемии тошно слушать.

Вот оно – лицо отечественной медицины
Вот оно – лицо отечественной медицины

Чем отличаются современные медики от своих коллег советской поры? Советский медик оказывал ПОМОЩЬ, а российский медик оказывает УСЛУГУ. И эта проблема, обусловленная нынешним государственным устройством, тяжким грузом ложится и на пациентов, и на самих медиков.

Полагаю, что в прошлом веке медикам было не легче, чем сегодня. Полиомиелит, оспа, корь, холера – эти слова я слышала от своей мамы с раннего детства. Вспышки смертельных болезней не однажды угрожали СССР страшными эпидемиями. Например, в 1970-м году, когда я училась в школе, холера, проникшая из Ирана, охватила всё наше черноморское побережье. Эпидемия пришлась на пик курортного сезона, когда там было полно отдыхающих. Моя мама, будучи медсестрой-инфекционисткой, тоже участвовала в битве с напастью.

Какими способами боролись с эпидемиями в СССР, я узнала значительно позже. Боролись гораздо эффективнее, чем сейчас. Без суеты. И гораздо менее затратно. По крайней мере, тогда не закрывались предприятия. Ни о каких доплатах медикам речи не шло, они действовали в рамках профессионального долга.

Нет, никто не спорит, что материальное стимулирование – это мощный рычаг в любом деле. Необходимый рычаг. Но не достаточный!

Такое впечатление, что нынешняя чиновничья власть (в отличие от советской власти) искренне считает, что любую проблему можно решить денежными вливаниями. Душа народа в расчёт не берётся.

Извините, но, как говорят в Одессе, если проблему можно решить за деньги, - это не проблема, это расходы. А большие проблемы и великие задачи решаются только вместе с народом, только с учётом менталитета нации. Психология народных масс в нашей стране традиционно тяготеет к справедливости. Чтобы решать огромные проблемы и поистине великие задачи, необходим справедливый общественный строй. Любая «национальная идея», не будучи подкреплённой принципом справедливости, так и останется всего лишь идеей.

Например, в наступившую коронавирусную эпоху лично во мне вызывает недоумение логика властных решений о доплатах медицинским работникам. Врачам – крупные доплаты, среднему персоналу – значительно мельче, младшему – ещё меньше… Но, насколько я понимаю, уровень образования и квалификации медработников уже заложен в их должностных окладах. А новые «коронавирусные» доплаты – это исключительно за риск.

Так неужели медсёстры и санитарки в больницах рискуют меньше, чем врачи?! Да я вас умоляю! ВСЕ наши медики сейчас как на фронте, ВСЕ они совершают профессиональный подвиг. Зачем же их разделять?! Зачем их унижать, оценивая подвиг в денежном выражении: одному – больше, другому - меньше? Это не просто несправедливо, это – безнравственно!

-4

Деньги – это вообще «из другой оперы», нежели милосердие. Если человек не милосерден по природе, по воспитанию, то никакие доплаты не сделают его таковым.

Вся беда в том, что в нашем государстве труд перестал быть «актом творения». Взамен создана порочная система, в которой труд имеет значение только тогда, когда его можно продать. Но труд во имя Родины не продаётся.

Не секрет, что у нас сейчас и дипломы покупаются, и что только ни творится! Пресловутым ЕГЭ уничтожается даже само понятие «профессионализм». И мы всё это наблюдаем. Уже выросло поколение людей нового типа - алчных и безразличных. Они даже в институты поступают не для того, чтобы потом что-то создавать, а где больше денег будет.

В медицине это особенно страшно. Ведь профессионалами становятся не по баллам, а по призванию. Невозможно стать хорошим врачом, если ты по своему человеческому устройству не призван исцелять, даже если тебе очень хочется и у тебя огромный балл. В лучшем случае ты станешь информированным в области медицины функционером, но хорошим врачом ты не будешь. И хорошей медсестрой тоже не будешь. Здесь нужны особенные человеческие качества. Сочувствию, состраданию научиться невозможно.

«Сила врача – в его сердце».
Парацельс

В нынешнем году так случилось, что День медработников совпадает у нас с торжествами в честь 75-летия Великой Победы. Почему медики на войне были столь самоотверженны? Да потому, что чувствовали свою неотделимость от всего советского народа. Огромного многонационального народа, который в едином порыве, от мала до велика, поднялся на борьбу с врагом. В итоге каждый из них по праву ощущал причастность к Великой Победе! И послевоенное поколение медработников подхватило эстафету милосердия и бескорыстия.

За последние десятилетия у нас, кажется, сделано всё для разделения и разобщения когда-то единого народа. Вот где проблема… Мы все разделены – социальными статусами и возрастными рамками, высокими заборами и пропастью имущественного неравенства…

Здравоохранение сегодня — поистине самая болезненная из всех социальных сфер. Медицина у нас, как и всё остальное, заформализована и «обездушена». Медицинские вузы, преуспевшие в выпуске менеджеров, упускают что-то очень существенное в воспитании своих питомцев.

Современные медики, даже самые «продвинутые», но ориентирующиеся лишь на результаты обследований, зачастую не видят в пациенте ничего, кроме той конкретной кишки, где гнездится болезнь. Между тем ни один прибор, даже самый совершенный, не может соперничать с логикой и интуицией настоящего врача.

Настоящий врач прежде всего видит человека, а потом уже болезнь в этом конкретном человеке. Но как увидеть человека современному медику, который не имеет даже времени посмотреть в глаза больному!? Терапевту в поликлинике даётся на каждого пациента всего 12 минут, и львиную долю из этих несчастных минут он сидит, уставившись в монитор, заполняя требуемые «формы»... Современные врачи захлёбываются в отчетности, задыхаются в паутине бюрократических схем.

Особая категория пациентов – пенсионеры, с ними особенно трудно современному врачу, морально «подставленному» государством. Врач обязан выписать больному необходимое лекарство, даже если он понимает, что пациенту не на что его купить. А уж пенсионер, пока он несёт бесполезный рецепт от аптеки до мусорки, не преминет поведать окружающим, что думает и про государство в целом, и про здравоохранение в частности…

Нынешнее государственное устройство не располагает к оптимизму. Это ж надо: 15 миллиардов на бестолковое голосование нашли, а на лечение больных детей в телевизоре клянчат! Позорище на весь мир.

-5

Не факт, что после коронавируса в России не появятся проблемы аналогичного масштаба. Решить которые возможно будет только СООБЩА. Всем миром, то есть всем народом. Великим народом, а не зомбированным населением.

Если не обратить взор к прошлому, к советскому опыту, великие победы нам, судя по всему, не светят.

Татьяна Гамалеева

ПЕРЕВАЛ

июнь 2020