Найти в Дзене
Bizarre

Единственный Моррис в России

Автор Диана Кабардинцева Сегодня я расскажу вам об очередном шедевре Эрмитажа в надежде на скорое открытие музеев и возможность на него посмотреть. Это шпалера (гобелен) 1902 года "Поклонение волхвов" мастерской Уильяма Морриса по рисунку "почти-прерафаэлита" Эдварда Берн-Джонса. На недавней выставке шпалер она выставлялась в здании Главного штаба. Надеюсь, что ее можно будет увидеть и в постоянной экспозиции. Ни прерафаэлитов, ни Морриса, ни Берн-Джонса в России больше нет нигде ни в каком виде. И только благодаря Сергею Ивановичу Щукину, который в 1902 году приобрел 7-ой из 10-ти экземпляров этой шпалеры, у нас есть возможность посмотреть искусство "около-прерафаэлитского" круга у себя, а не в Англии. В 1853 году в Эксетер-колледже в Оксфорде учились два товарища - Уильям Моррис и Эдвард Берн-Джонс. Изучали теологию, т.е. богословие. Под впечатлением от картин прерафаэлитов вместо богословия они решили заняться искусством. Прерафаэлитами себя называли английские художни

Автор Диана Кабардинцева

Шпалера "Поклонение волхвов" 1902 г. Рис. Эдвард Берн-Джонс, производство Мертенской мануфактуры У. Морриса
Шпалера "Поклонение волхвов" 1902 г. Рис. Эдвард Берн-Джонс, производство Мертенской мануфактуры У. Морриса

Сегодня я расскажу вам об очередном шедевре Эрмитажа в надежде на скорое открытие музеев и возможность на него посмотреть. Это шпалера (гобелен) 1902 года "Поклонение волхвов" мастерской Уильяма Морриса по рисунку "почти-прерафаэлита" Эдварда Берн-Джонса. На недавней выставке шпалер она выставлялась в здании Главного штаба. Надеюсь, что ее можно будет увидеть и в постоянной экспозиции.

Ни прерафаэлитов, ни Морриса, ни Берн-Джонса в России больше нет нигде ни в каком виде. И только благодаря Сергею Ивановичу Щукину, который в 1902 году приобрел 7-ой из 10-ти экземпляров этой шпалеры, у нас есть возможность посмотреть искусство "около-прерафаэлитского" круга у себя, а не в Англии.

В 1853 году в Эксетер-колледже в Оксфорде учились два товарища - Уильям Моррис и Эдвард Берн-Джонс. Изучали теологию, т.е. богословие. Под впечатлением от картин прерафаэлитов вместо богословия они решили заняться искусством.

Прерафаэлитами себя называли английские художники середины XIX века, выступавшие против современного им академизма и обратившиеся за вдохновением к эпохе "до Рафаэля", то есть раннему Возрождению XV века, т.н. "кватроченто". Прилагаю вам для сравнения представителей кватроченто Беато Анджелико, Филиппо Липпи и Перуджино, все из коллекции Эрмитажа. И после них - самые знаменитые полотна прерафаэлитов - Офелию Джона Эверетта Милле, Прозерпину Данте Габриэля Россетти и его же Благовещение, всё из галереи Тейт в Лондоне.

Моррис, в отличие от Берн-Джонса, обратился не к живописи, а к декоративно-прикладному искусству. Он презирал промышленное производство и мечтал делать доступные вещи ручной работы по технологиям Средневековья, объединяя красоту и ремесло. 

Моррис считается первым дизайнером в нашем понимании, а основанная им фирма "Morris&Co" до сих пор существует и выпускает краски, обои и текстиль для оформления интерьеров. 

Шпалерная мастерская У. Морриса в Мертоне
Шпалерная мастерская У. Морриса в Мертоне

Но вернемся к нашей шпалере. В 1881 году Моррис взял в аренду бывшую ткацкую фабрику в Мертоне и основал там шпалерную мастерскую. Он освоил ремесло ткача и красильщика, обучил мастеров и начал изготавливать шпалеры, картоны (рисунок, увеличенный до размеров будущей шпалеры и проработанный детально) для которых рисовал его друг Берн-Джонс. 

Одним из таких картонов стало "Поклонение волхвов" 1888 года. По нему было выткано 10 шпалер за 17 лет. Первый экземпляр был выполнен для альма-матер Морриса и Берн-Джонса - Эксетер-колледжа. А экземпляр 1902 года - для Сергея Щукина, он и попал в Эрмитаж. Интересно, что хранящийся сейчас в музее д'Орсэ экземпляр 1904 года принадлежал Иву Сен-Лорану.

Берн-Джонс в возрасте 22 лет открыл для себя легенды о рыцарях Круглого стола и все его картины это фантазии о прекрасном прошлом, которого никогда не было. Ну, по крайней мере, дикое раннее Средневековье уж точно не было таким созерцательным и пасторальным, как в его работах. 

Но он создал живописный миф, сказку о Средневековье, и она настолько проникла в сознание как самих англичан, так и в наши современные представления об Англии, что мы этого даже не осознаем. Далеко ходить не надо, вспомните Толкиена. Он впитал в себя этот миф о "старой доброй Англии", как мы - представление о древней Руси через богатырей Васнецова или иллюстрации Билибина.

А первый экземпляр нашей шпалеры в Эксетер-колледже недавно закрыли музейным стеклом и сделали об этом фильм. В готической часовне гобелен, выполненный в духе Средневековья, смотрится как родной. Все-таки шпалеры нужно смотреть именно в интерьерах, для которых они создавались. На обезличенных стенах музеев они смотрятся не так эффектно.