Найти тему
Инженигер

Летчик спас своего ведомого во Вьетнаме, толкая его реактивный истребитель своим истребителем

Из 132 боевых вылетов, которые Боб Пардо совершил во Вьетнаме в составе 8-го тактического истребительного крыла, наиболее значимым являлся вылет 10 марта 1967 года. В тот день, он и его оператор 1-й лейтенант Стив Уэйн на двухместном F-4 Фантом, выполняли задачу по бомбардировке сталелитейных заводов, расположенных недалеко от Северовьетнамской столицы Ханой. Его ведомым был капитан Эарл Аман и его оператор лейтенант Боб Хоутон. Район вокруг Ханоя обладал на тот момент, наверное, одной из мощнейших систем ПВО в мире и по мнению капитана Пардо в тот день зенитный огонь противника был самым тяжелым с которым ему когда-либо приходилось сталкиваться.

F-4Ds 8-го тактического истребительного крыла с базы Королевских ВВС Таиланда Убон
F-4Ds 8-го тактического истребительного крыла с базы Королевских ВВС Таиланда Убон

Еще на подлете к цели, F-4 Фантом капитана Амана был поврежден зенитным огнем, но он продолжал оставаться в строю. Второй раз зенитный огонь с земли достал «Фантом» Амана когда он был практически над целью, и его самолет начал терять топливо. Самолет Пардо также был поврежден, но он смог завершить удар, однако его F-4 теперь тоже протекал. Когда оба самолета забрались на высоту более 6 км, стало очевидно, что самолету Амана не хватит топлива, даже для того чтобы добраться до близлежащего Лаоса, где он и его оператор могли бы катапультироваться и с большой вероятностью были бы спасены. Катапультироваться над территорией Северного Вьетнама было слишком рискованным.

Самолет Пардо был поврежден не так сильно, и у него оставалось достаточно топлива, чтобы добраться до Лаоса, где их ждал самолет-заправщик, и он мог заправиться и добраться до своей авиабазы. Однако капитана Пардо не устраивало, что в случае катапультирования над Северным Вьетнамом, судьбы его ведомого и его оператора будут неопределенны. Поэтому Пардо решил продолжить полет с Аманом так долго, как это позволял запас топлива и даже придумал план, как эвакуировать напарника в безопасное место.

Когда у Амана закончилось топливо, его двигатели прекратили работу и его самолет стал терять высоту (в разных источниках указывается от 450 до 900 метров в минуту). Настал кульминационный момент! Поначалу Пардо пристроившись позади самолета ведомого, пытался носом своего самолета упереться в «корму» ведомого и толкать его. Попытавшись осторожно исполнить задуманное, Пардо понял, что особенности конструкции F-4 не позволяют надежно упереться в «корму» ведомого, который уже начал быстро терять скорость и высоту. Тогда Пардо изменил план.

Пардо попросил Амана опустить тормозной крюк своего «Фантома», который изначально предназначался для посадки на авианосец. Пардо решил толкать самолет ведомого уперевшись лобовой частью своего фонаря в тормозной крюк. Это сработало! Но из-за турбулентности тормозной крюк соскальзывал с фонаря каждые 15-30 секунд, и Пардо должен был постоянно маневрировать, чтобы упереться в крюк.

Но как говориться, беда не приходит одна, у самолета Пардо загорелся один из двигателей. Выключив его, Пардо прекратил пожар и попытался запустить двигатель повторно, но двигатель начал гореть вновь. В итоге, двум самолетам пришлось лететь на одном «движке». Но топливо в любом случае было на исходе.

После того как Пардо протолкал своего напарника почти 150 км настал момент для экипажей обоих самолетов катапультироваться. Аман и Хоутон катапультировались первыми, за ними практически сразу последовали Уэйн и Пардо. Их катапультирование было замечено вьетнамцами, которые пытались их найти и захватить, но летчикам удалось избежать этого и вскоре они были подобраны спасательными вертолетами. Пардо был спасен через 45 минут после приземления и вскоре вернулся на свою базу в Таиланде.

Боб Пардо (слева) и Стив Уэйн празднуют с шампанским завершение 100-й миссии Уэйна
Боб Пардо (слева) и Стив Уэйн празднуют с шампанским завершение 100-й миссии Уэйна

Пардо был героем дня, но некоторые «штабные крысы» не считали его таким. Они угрожали выдвинуть против него обвинения, потому что он потерял довольно дорогой самолет. Однако здравый смысл восторжествовал, и обвинения выдвинуты не были. 20 лет спустя Серебряная Звезда была присуждена Бобу Пардо и Стиву Уэйну за то, что в американской боевой авиации теперь известно как толчок Пардо.

Боб Пардо (слева) и Стив Уэйн были почти наказаны за потерю самолета, но вмешался командир эскадрильи.
Боб Пардо (слева) и Стив Уэйн были почти наказаны за потерю самолета, но вмешался командир эскадрильи.

В последующие годы Пардо, узнав, что Аман страдает от болезни Лу Герига и потерял голос и подвижность, создал фонд, который собрал достаточно денег, чтобы купить Аману синтезатор голоса, моторизованную инвалидную коляску и компьютер. Фонд и Ассоциация летчиков-истребителей долины Красной реки позже собрали средства для оплаты фургона, которым Аман пользовался до самой смерти.

Майор Джон Р. Пардо
Майор Джон Р. Пардо