Сколько же странных мнений подчас слышишь от людей, далеких от храма, вовсе не знакомых с представителями духовенства и тем, что за дверями этого самого храма происходит.
Например, такое: священники-манипуляторы, играют на чувстве вины и стыда человека за совершенные грехи, понукают им на свое усмотрение, забивают головы запугиванием адом или сказками о рае и склоняют к тому, чтобы за прощение грехов он нес в Церковь деньги.
Заблуждение на заблуждении, больше нечего сказать. Или по-другому: у старха глаза велики...
Вот, например:
Или так:
Раньше люди, чтобы быть допущенными до Крещения и других Таинств Церкви, проходили оглашение: изучали догматику Православия, читали Священное Писание и слушали толкования на Него, разбирали, для чего и какое Таинство установлено, как его правильно воспринимать, допускались до участия в части Литургии.
Поэтому воцерковлялись они уже просвещенными и от священников не шарахались, понимая кто они и зачем нужны.
В Православной Церкви все, что говорят в беседе, на Исповеди или на Проповеди священники основывается исключительно на Ветхозаветных и Евангельских истинах, поэтому, если кто-то считает, что "попы дурят голову, чтобы властвовать", должен признать, что Сам Христос их тоже дурит...
Но обычно у людей, произносящих подобные фразы, с рефлексией (осмыслением своих слов и действий) не очень хорошо, поэтому они просто высокопарно и праздно их произносят с видом знатоков...непонятно чего и откуда.
В Церкви действует, спасает, благословляет, приносит жертву, исповедует и причащает, проповедует Сам Христос через служителей - священников. Они - руки Христа на Земле, а не цари-самозванцы и манипуляторы.
Так и хочется сказать: пойдите на место священника и "поцарствуйте", поманипулируйте, попрбуйте. Сбежите, как ошпаренный, от такого тяжелого труда, как священнический.
Теперь насчет чувства вины и стыда.
Как психолог снова оговорюсь, что эти чувства бывают как уместными, так и невротическими. И если у Вас есть такие чувства в невротическом аспекте, Вы будете их испытывать в общении с любыми людьми , в том числе и в храме.
Это не священник их Вам навязывает, а они в Вас почему-то уже присутствуют. И если такие чувства Вас угнетают, стоит исследовать их в работе с психологом или психотерапевтом и снять. Иначе они могут навредить Вашей духовной жизни. Нужно четко разделять для себя свою греховность (это духовная сторона) и свои психологические проблемы, психотравмы (это сфера психики, телесного, человеческого).
А есть реальные вина и стыд за содеянные или только планируемые преступления, проступки против Бога, людей, себя. И это совершенно нормальные здоровые составляющие нашей саморегуляции, самоограничения в поведении, словах и действиях. Они естественным образом вызывают сожаление о содеянном и желание больше этого не повторять (мучает совесть).
Такие адекватные содеянному чувства вины и стыда при искреннем раскаянии на Исповеди снимаются. Уходит их острота, остается только намерение не повторять раскаянный грех вновь. Это зависит от духовной борьбы в дальнейшем с желанием совершить снова подобные проступки. Именно в этой борьбе нам и помогает Божья благодать, данная нам в Таинствах.
Если чувства вины и стыда продолжают Вас угнетать после Исповеди и Причастия долгое время, не дают идти вперед, нормально жить, нужно, во-первых, искренне признаться себе, насколько честно Вы исповедовались (порой хочется в чем-то слукавить, не договорить на Исповеди, тогда грехи не снимаются). Во-вторых, поискать психологические причины такого состояния и оценить их наличие и силу в других сферах жизни.
Христос пришел, чтобы понести наши грехи на Себе, поэтому Он отнимает от нас то, что мы принесли на искреннюю Исповедь, облегчая наш Крест, и это всегда сразу ощущается физически и морально после разрешительной молитвы священника.
Представляйте себе на месте священника в храме Христа - доброго, любящего, понимающего, принимающего, прощающего, Того, Кто о Вас знает все-все, даже самое сокровенное или страшное, и все равно любит и хочет помочь, исправить, вдохновить.
Так что смысла лукавить нет, исповедь - это свидетельство видения своей греховности, сокрушения о ней, желания от нее избавиться, а не душевный эксгибиционизм перед другим человеком.
Не священник Вас спасает и очищает, разрешает от грехов, а Сам Христос через него.
Священник - только свидетель Вашего покаяния и Ваш помощник в этом.
Так что никакой "дури" священнической в православной церкви нет - это не секта имени Васи (Пети, Даши).
Священник сам - грешный человек и, зная это, он не осудит Вас , а, напротив, посочувствует, поддержит и сохранит втайне от всех то, что Вы принесли. А попросту - поможет отдать это Богу (через разрешительную молитву, которую сами себе Вы не прочтете, и тяжесть душевная при самостоятельном домашнем раскаянии останется при Вас).
А на освободившееся в Исповеди от грехов место в душе через Причастие придет Святой Дух. И мало-помалу начнет бережно и с любовью менять Вас внутренне и ставить Вас в спасительные для души новые обстоятельства жизни.
Про ад и Рай. Смысл жизни человека в том, чтобы душа стяжала Дух Святой через покаянный путь и жизнь в Боге (узнала, вкусила Бога при жизни). Тогда после смерти она сможет безошибочно и беспрепятсвенно проследовать в Рай и соединиться с Богом.
В ад же будут забраны те души, которые прилепятся к демонам их страстей, с которыми они при жизни не посчитали нужным бороться. Это будет не наказание, а естественное следствие. Мучения же в аду будут иметь причиной то, что видя и зная Бога (2 раза после смерти душу несут на поклонение Творцу), душа, не имеющая Святого Духа просто не сможет остаться в Вечности с Христом. По крайней мере до тех пор, пока родные и близкие, Церковь не отмолит грехи этой души.
А закончу я банальным: чем сто раз услышать, лучше - один раз побывать, и все истинно познать на себе. А потом уже получить право публично рассуждать на темы роли духовенства, основ веры и прочих духовных вещах.
Во славу Божью, с любовью к читателям!
Евгения Спиридонова, 2020 год.
Надеюсь, статья Вам понравилась, и Вы отметите это лайком и подпиской).
Фото взяты из Яндекс.Картинки