На сегодняшний день популярность набирает такое направление как байкпэкинг - своего рода субкультура путешествия на дальние дистанции на велосипеде с большим количеством снаряжения при этом компактно упакованного в сумки на велосипеде.
Байкпэкинг отличается от обычного велотуризма. Отличают его конечно же минималистичные велосипедные сумки которые позволяют везти с собой необходимое снаряжение для поездки, с акцентом на том, чтобы велосипед оставался легким и юрким. Среди байкпэкеров иногда даже устраивают соревнования - кто быстрее проедет с грузом определённую дистанцию.
Рядовой велосипедист зачастую катается без таких особенных сумок, ведь рюкзак на спину - намного проще, и это совершенно нормально. Однако после нескольких поездок на велосипеде подготовленном для байкпэкинга вы почувствуете ценность использования более легких, более практичных велосипедных сумок, особенно большое спасибо вам скажет ваша спина.
Какие же бывают сумки на велосипед?
Подседельная сумка
Вместо рюкзака например, можно использовать подседельную сумку. Хотя никто не исключает того, что в вашем путешествии рюкзак вам тоже пригодится. Но в подседельную сумку можно уложить какие-то лёгкие габаритные предметы, такие как спальный мешок и тёплая куртка.
При выборе подседельной сумки следует учитывать:
Объем: Подседельные сумки можно найти от самых маленьких (2-3 литра), до больших баулов (около 15-20 литров)
Водонепроницаемость: Да, это важный фактор. Пусть сумка будет чуть дороже из-за водонепроницаемых материалов, но зато ваши вещи не намокнут если вас в дороге застигнет дождь или снег.
Крепления: Подседельная сумка должна иметь прочные и надёжные крепления, так как зачастую на них приходится самая большая нагрузка. Кроме того крепления должны быть такими, чтобы сумка не болталась из стороны в сторону при езде, так как болтанка сумки может спровоцировать неприятные ситуации. Самые тяжёлые предметы лучше класть ближе к подседельному штырю.
Сумка на руль
В сумку на руль можно складировать всё что угодно, но чаще всего её используют как сумку для палатки/спальника.
Существует два основных стиля рулевых сумок:
Цельные сумки: Обычно это некий цилиндр, который имеет встроенные крепления на руль, минусом его является ограниченный объём. Достоинство такой сумки - прочность конструкции, сохранность груза. Также крепления этих сумок часто делают быстросъёмными.
Секционные сумки: Обычно такие сумки состоят из самой сумки из нескольких отсеков и специальных лямок, которые крепят эту сумку на руль. Чисто гипотетически такую сумку вы можете повторить в домашних условиях, если пришьёте к обычной наплечной сумке две лямки на руль.
Выбирая сумку на руль нужно обратить на один важный момент - расстояние до шины. Если у вас огромная сумка на руль и вилка амортизационная - есть шанс что ваша сумка может попасть в колесо.
Сумка в раму
Сумки в раму - отличное решение для того чтобы везти что-то компактное но при этом тяжёлое. Например она отлично подходит для того чтобы возить в ней инструменты для ремонта, какие-то небольшие запасные части. Крепится она в треугольник рамы обычно 3-6 тканевыми лямками-хомутами.
Выбирая сумку в раму стоит учитывать:
Крепления и размер сумки: Да, сейчас часто продают сумки, которые вроде бы "универсальные", но по своему опыту могу сказать, что если у вас какая-то специфичная рама - лучше приехать в веломагазин и примерить сумку по месту. Также важно смотреть где располагаются крепления сумки - в некоторых случаях они могут мешать тросикам переключения и тормоза. У сумки должно быть минимальное поперечное отклонение в закреплённом состоянии, ибо болтанка сумки вас будет попросту раздражать в дороге.
Размер / объем: Есть сумки которые занимают весь треугольник, рамы, и если у вас какие-то специфичные компоненты на велосипеде, сумка может мешать их корректной работе. Если у вас велосипед с задним амортизатором - сумку на весь треугольник лучше не брать, она может не подойти. Если у вас есть флягодержатели - большая сумка будет "конфликтовать" с флягодержателями, это тоже стоит учитывать.
Дополнительные карманы: Если вы планируете как-то организовать пространство в сумке - лучше брать сумку с несколькими карманами.
Другие способы хранения
В зависимости от продолжительности вашего путешествия и того, какое снаряжение вы везете с собой, вам может понадобиться больше места, и это можно обеспечить если использовать ещё ряд различных сумок и экипа. Ну и многие из вас пользуются флягодержателями - это тоже приветствуется в байкпэкинге.
Сумки на вынос руля: Обычно такая сумка представляет собой небольшой чехол/мешочек для перевозки каких то маленьких предметов, вроде телефона, ключей, мультитула, батончиков. Они крепятся к рулю или к выносу руля с помощью двух петелек.
Сумка на верхнюю трубу рамы: Обычно по размеру она чуть больше сумки, которая крепится на вынос руля, крепится к верхней трубе рамы перед подседельным штырём. Отлично подходят для хранения мелких предметов, к которым вы хотите получить доступ пока крутите педали.
Флягодержатели и фляги: Стандартные флягодержатели вместе с флягами являются ключевым аксессуаром для хранения воды во время поездки. Они прикрепляются к специальным резьбовым креплениям двумя винтами к раме. Некоторые велосипедисты также устанавливают флягодержатели на вилку или вместо подседельной сумки.
Чехлы в виде фляг: Это такие пластиковые/тканевые чехлы в виде бутылок, которые можно использовать для перевозки снаряжения или инструментов. Часто их можно вставить в обычный флягодержатель на велосипеде.
Рюкзаки: Некоторые велосипедисты стараются избегать езды с рюкзаком, но иногда это просто необходимо для того, чтобы увезти максимально много вещей. Для удобства конечно лучше не взваливать на спину тяжёлые вещи. Некоторые велоспортсмены в рюкзаке возят только специальный резервуар для гидратации, в то время как обычные велосипедисты набивают в рюкзак кучу других предметов, таких как одежда, спальник или даже палатка.