Жодинский автозавод, выпускающий грузовики-гиганты под Минском, регулярно радует горняков своими новинками. Совсем недавно здесь был создан не имеющий аналогов в мире самосвал грузоподъемностью четыреста пятьдесят тонн, а в российских карьерах заступил на службу «геркулес» - беспилотник белорусского производства. И снова пополнение в рядах тяжеловозов: первый мощный карьерный самосвал на электрических аккумуляторах.
Грузоподъемность новой модели грузовика, которую белорусские автомобилестроители планируют выпустить уже в текущем году, составит девяносто тонн. Завод уже заключил договоры на закупку аккумуляторных батарей и всех необходимых комплектующих электрического карьерного самосвала, который, по словам разработчиков, будет работать без выделения вредных выбросов. Помимо того, эксплуатация нового образца грузовика позволит предприятиям горнодобывающей отрасли значительно экономить: за десять лет службы один самосвал с электрическим питанием сбережет своим владельцам до трех миллионов долларов.
Сложности задачи и текущие решения
Базовая модель БелАЗа приводится в движение электрическими моторами, установленными на каждое колесо, а энергию для электроприводов вырабатывает дизельный генератор. Задача конструкторов нового самосвала заключается в замене генератора на жидком топливе электрическими аккумуляторами. Вся сложность текущей задачи заключается в пока еще недостаточной емкости батарей для такого гиганта и непродолжительности времени их работы. При этом зарядка аккумуляторов занимает достаточно продолжительное время. Этот фактор дает значительное преимущество на текущий момент классической модели дизельного карьерного самосвала.
Белорусские инженеры сегодня работают над созданием промежуточного варианта, в стандартную систему которого будет интегрирована мощная электрическая батарея, а самосвал сможет передвигаться и за счет дизель-генератора, и за счет электропитания. Новый гибридный автомобиль сможет передвигаться в два раза быстрее, а расход топлива и вредные выбросы значительно сократятся.
Работа ведется параллельно над несколькими вариантами самосвалов с электропитанием. Для испытательно-наладочных работ заводской полигон планируют оснастить контактной линией электропередачи. Инженеры завода ставят перед собой амбициозную цель создания экологичного карьерного самосвала грузоподъемностью двести двадцать тонн.
В активе жодинских автомобилестроителей грузовики с двигателями на газовом топливе и его смеси с дизтопливом. В карьерах Архангельской области уже проходит испытания сорока пяти тонный самосвал с двигателем на метане, а в ближайшей перспективе мир увидит совместный белорусско-российский проект девяносто тонного мускулистого гиганта на голубом топливе.