Южнее Владивостока, до самой корейской границы и озера Хасан тянется узкая полоска российской земли. Слева- Тихий Океан, справа- сопки и китайская граница. До 1937 года жили на этой земле корейцы. Принимали православие. Упорно растили они капусту и другие овощи.
Но в 1937 году пришла «печальная очередь» советских корейцев. Гнали их строем до ближайшей железнодорожной станции под конвоем, а потом погрузили в товарные вагоны и отвезли на вечное жительство в солнечный и пыльный Советский Узбекистан к самому Аральскому морю.
Критики данного решения тогдашнего руководства СССР утверждают, «что корейцы никак не могли быть «японскими шпионами», потому, что сама родная их Корея с 1910г. была колонией Японии. Корейцы подвергались жутким преследованиям и издевательствам со стороны японцев, и люто их ненавидели.
А руководство НКВД к этому «антияпонскому настроению корейцев относилось очень сдержанно. Если, например, ваших корейский родственников японцы возьмут в заложники? А Вам прикажут шпионить против СССР под угрозой расстрела? То отказаться Вам будет совсем невозможно. Вот так НКВД и провело «операцию по выселению» всех корейцев со своей родины в Среднюю Азию…
С одним из потомков этих корейцев я разговаривал, уже будучи следователем в 600 км восточнее Москвы:
-Не в Вашем ли большом доме с 1937г. в селе Новокиевское (ныне Краскино) поселились мои предки?.. Жил там владелец ресторана по фамилии Цой…
-Может и в нашем?- невозмутимо ответил Кореец,- У нас у всех там была фамилия Цой…
После выселения корейцев остались в Новокиевском только старый корейский ослик и старая и облезлая корейская собака, похожая на «среднеазиата». Да ещё остались брошенные поля с каменными оградами. И дома (фанзы) с отапливаемой лежанкой, именуемой «кан», с раздвижными дверями, как в вагоне, и с окнами. В окна, вместо стекол, была вставлена полупрозрачная рисовая бумага. Такие у них были обычаи.
Ослика и собаку, оставшихся без своих корейских хозяев, взяли к себе на заставу пограничники, которые относились тогда к НКВД СССР. Собака охраняла погранзаставу, а ослик на своей костлявой спине перевозил грузы для пограничников: патроны, продукты, пулемет «максим» в разобранном виде. До границы и обратно.
Ослик и собака очень скучали по своим старым корейским хозяевам и им не нравилась казенная советская еда на погранзаставе.
Причем инициатором побегов был Ослик! Он перегрызал своими желтыми лошадиными зубами веревку, которой крепилась цепь и собака убегала вместе с ним на свободу!
Причем они сразу шли на старое поле, где росла колючая соя. Ослик с удовольствием ел сою, а собака его охраняла и скулила от радости…
Потом пограничники с заставы пускались в погоню.
Они всех встречных поселковых мальчишек спрашивали:
-А ну, пацаны, сознавайтесь! Куда их дели злодеев? Где наши «дезертиры» и «самовольшики»?
-Где? Где? Известное дело! Сою едят- неразлучные друзья! Мы пытались на Вашем пограничном осле вчетвером покататься… Да где там! А он всех нас сбросил!
И двух четвероногих друзей вновь и вновь возвращали на погранзаставу.
Потом началась Великая Отечественная война. А с японцами был тогда «Пакт о нейтралитете», с ними пока открыто не воевали.
С территории СССР на оккупированную японцами Маньчжурию (северо-восточный Китай) переходили небольшие партизанские отряды, состоявшие из корейцев, а также похожих на них (в темноте) удэгейцев.
Ночами, обычно под проливным дождем, по горным тропинкам, до границы, и даже чуточку за границу, корейский Ослик носил вьюки с патронами, продуктами, взрывчаткой для корейских партизан.
Партизаны собирали на вражеской земле разведывательную информацию, брали в плен японских и маньчжурских «языков», совершали диверсии на железных дорогах.
Но японские оккупанты, очень умело и очень жестоко, подавляли всякие попытки расширения народной партизанской войны, точно также, как и немцы на западе. Корейские партизаны в боях с японцами несли тяжелые потери и вынуждены были укрываться на территории СССР. Своих убитых партизаны, видимо, хоронили в китайской земле. По крайней мере безымянных могил на территории СССР в Краскино не добавлялось.
После этих вылазок партизаны отдыхали на секретных базах, залечивали раны и травмы. А потом снова отправлялись на вражескую территорию. Периодически появлялись жены и дети корейских партизан, перешедшие с оккупированной японцами территории…
В 1945 году после короткой и ожесточенной войны японская армия была разбита и Корейская земля снова стала свободной. Однако в советский плен попало 8000 корейцев, в японской форме, с японским оружием и под командой японских офицеров… Вот и корейская ненависть к японцам?
Но Ослик и Собака разом пропали с пограничной заставы.
Местные вездесущие чумазые мальчишки выдвинули много разных совершенно правдивых версий:
-Расстреляли в овраге, так как много знали о корейских партизанах…
-Продали каким-то китайцам…
-Ушли они к своим свободолюбивым братьям в Корею…
19 июня 2020г.