Санкт-Петербург известен своей архитектурой во всём мире: тут вам и классицизм, и барокко, и модерн - все лучшие архитектурные стили собраны в одном городе и привлекают туристов со всего света. Однако сегодня я хочу поговорить об архитектурном стиле, на который в Петербурге обычно не особо обращают внимание - речь о сталинском неоклассицизме (он же сталинский ампир).
Самым ярким примером этого стиля можно назвать сталинские высотки в Москве. Они известны во всем мире и считаются одними из главных символов столицы России. В свою очередь Санкт-Петербург таких архитектурных доминант не имеет. Причём их строительство планировалось (например, существовал проект сталинской высотки на месте СКК), но этим планам так и не суждено было сбыться. Впрочем, в Ленинграде существовала своя независимая архитектурная школа, работы которой практически не уступают по своей художественной ценности творениям московских зодчих того же времени. А вот известны они в гораздо меньшей степени. И сегодня я постараюсь исправить эту несправедливость!
Хочу заранее сказать вам - правильнее будет называть этот стиль не ампиром, а неоклассицизмом. "Сталинский ампир" - это народное название, архитекторы и искусствоведы стараются его не использовать. Я тоже постараюсь называть этот стиль правильно, но в заголовок статьи я вынес именно слово "ампир" - оно больше известно людям и чаще используется в разговорной речи.
Пару слов об истории стиля
Несомненно, сталинский неоклассицизм, это стиль ретроспективный: после десятилетия тотального доминирования авангарда, ему на смену приходит стиль, наполненный историзмами и отсылками к прошлому. Основное вдохновение советские зодчие того времени, как ни странно, черпали из предреволюционной архитектуры: в 1910-х годах в Петербурге царила повальная мода на неоклассицизм. Опыт строительства этих строгих и монументальных построек был пересмотрен, к старому стилю были добавлены новые веяния своего времени (в основном, западного ар-деко, а также некоторые идеологические, чисто советские особенности, о которых мне будет проще рассказать вам на отдельных примерах) - так и появился стиль, называемый в наше время сталинским неоклассицизмом.
Также хочу заметить, что сталинский неоклассицизм хоть и существовал недолго (всего 20-25 лет), но при этом успел пройти два этапа: довоенный (1930-1941) и послевоенный (1945-1955). Принято считать, что с художественной точки зрения послевоенный период развития стиля был более интересным: если до войны многие постройки были слишком строгими и визуально тяжёлыми, то после войны они стали гораздо более свободными и изящными. Связано это было с тем, что постройки второго периода возводились народом-победителем, главный настрой того времени был - воодушевление, жизнерадостность и моральный подъем, а архитектура этому, само собой, соответствовала (архитектура вообще всегда передаёт дух своего времени).
Кстати, именно поэтому послевоенный неоклассицизм часто называют "ампиром" - как и французский ампир Наполеона или ампир времён Александра I, сталинский ампир представлял собой символ государственной мощи страны, победившей в войне!
Ну а теперь я предлагаю перейти к наглядным примерам - далее я расскажу вам о самых красивых и интересных домах Петербурга в стиле сталинского неоклассицизма: ведь нет лучше способа разобраться в архитектурном стиле, чем изучить его на примере отдельных построек.
Общежитие Военно-механического института (ныне "Военмех")
Дата постройки: 1929-1935
Архитектор: Шапиро
Адрес: Набережная Обводного канала, 161, Измайловский проспект, 24
Начинать разбор сталинского неоклассицизма следует с его предшественника - стиля, который стал "заслонкой" между царившим в 1920-е годы конструктивизмом и полностью заменившим его позднее сталинским ампиром. Я говорю о так называемом постконструктивизме - стиле, появившемся на стыке двух архитектурных эпох: в этом стиле ещё видны конструктивистские формы, но внешний облик зданий уже имеет чисто классическое настроение.
В качестве примера я решил выбрать здание общежития Военмеха - оно идеально подходит под наши параметры: его начали проектировать ещё в 1929 году и оно должно было стать конструктивистским, но, скажем так, "курс партии сменился", и на смену конструктивизму пришёл неоклассицизм, так что архитектор Шапиро был вынужден в срочном порядке менять свой проект, подстраивая его под реалии своего времени.
Обратите внимание на пространственное положение здания: оно совершенно несимметрично, что отчётливо видно благодаря курдонёру, который архитектор поместил сбоку здания - приём, характерный скорее для конструктивизма или для модерна, но точно не для классической архитектуры!
Зато убранство здание вполне классическое: полуколонны и пилястры, массивные ряды балконов, некоторые декоративные детали (коих, впрочем, здесь очень мало). В общем, здание представляет собой типичный пример раннего сталинского неоклассицизма, находящегося ещё в совсем ранней стадии своего развития!
Жилой дом работников Института экспериментальной медицины
Год постройки: 1933-1935
Архитекторы: Лансере, Рюмин
Адрес: Каменноостровский проспект, 69-71
Это здание я добавил в статью по одной причине - оно наглядно демонстрирует нам факт того, что советские архитекторы не отвергали, а наоборот - обращались к трудам своих коллег или к своим собственным работам, созданным ещё до революции, во времена царской России, что, как по мне, является очень важным фактором, характеризующий сталинский неоклассицизм в качестве настоящего ретроспективного стиля, а не просто копирующего архитектуру западного ар-деко, как это часто заявляют в наше время критики сталинского ампира!
У жилого дома работников Института экспериментальной медицины пример особо показательный: архитекторы Лансере и Рюмин создали прямую отсылку на здание, расположенное неподалёку - речь идёт о доходном доме Маркова авторства Владимира Щуко, построенное в стиле неоклассицизма (но не советского, а "имперского", если можно так выразиться).
У дореволюционного и советского зданий одинаковая композиция: оба они выходят на красную линию проспекта своими ризалитами, тогда как центральная часть здания немного углублена внутрь участка, а края ризалитов увенчаны рядом открытых галерей-балконов, украшенных нарядными узорами: в дореволюционном здании тематика узоров близка к античной, тогда как на советском здании преобладает более нейтральная символика, но тоже с отсылкой на древние мотивы.
Таким образом, авторы здания - архитекторы Рюмин и Лансере (к слову, последний начинал свою профессиональную деятельность ещё до революции), сумели создать полноценный классический ансамбль на данном участке Каменноостровского проспекта, удачно связав здания из разных эпох. Очень интересная и качественная работа ленинградских зодчих!
Жилой дом начсостава ВМФ
Год постройки: 1936-1938
Архитектор: Бурышкин, Левейкин
Адрес: Таврическая улица, 31-33
Ещё одно здание с очень оригинальным декором: жилой дом начсостава ВМФ оформлен чисто ренессансными деталями - пилястрами с арабесками. Вот только сюжет этих арабесок, мягко говоря, не классический: вместо типичных старинных узоров здание начсостава украшено патриотическими рисунками.
Так, на месте знатных вельмож здесь размещены простые матросы, на месте типичных боевых атрибутов вроде копья - корабельные орудия. Таким образом архитекторы как бы намекают нам на тех, для кого предназначался данный дом: если уж в нём живут моряки, то и фасады у него будут украшены морской темой
В отличии от здания на Каменноостровском проспекте, дом начсостава ВМФ хоть и копирует типичные атрибуты старинной классической архитектуры, но никаких прямых отсылок на дореволюционный неоклассицизм у здания нет.
На примере этого дома отлично видна эволюция неоклассицизма: от скупого постконструктивизма до домов-реплик, повторяющих или маскирующихся под старинные сооружения и зданий, обладающих своим уникальным и неповторимым декором!
Дом Советов
Год постройки: 1936-1941
Архитектор: Троцкий, Тверской, Свирский
Адрес: Московский проспект, 212
Думаю многие из вас слышали про легендарный Дворец Советов в Москве, ради строительства которого был снесён Храм Христа Спасителя, и конкурс на проект которого стал самым масштабным за всю историю России: это здание должно было стать самой высокой постройкой в истории человечества! Но Дворец Советов так и не построили - помешала война.
Однако не только в Москве существовал грандиозный проект Дворца Советов - в Ленинграде тоже планировалось возвести аналогичное по своим функциям здание, которое должно было стать "сердцем" нового административный центра Ленинграда: до войны существовал план переноса центра города на юг, подальше от границы с Финляндией. Переноса центра Ленинграда не состоялось, и виной этому была всё та же война (собственно, любая война тормозит прогресс на долгие годы, и данный случай - наглядное тому подтверждение).
Однако Дом Советов всё же успели построить - и хоть он никогда не выполнял изначально запланированной функции, однако с точки зрения архитектуры его проект был реализован на все 100%!
Автором проекта Дома Советов стал ведущий архитектор Ленинграда - Ной Абрамович Троцкий. Согласно его проекту, здание обращено своим главным фасадом на Московскую площадь - самую крупную площадь города. Собственно, размер площади напрямую связан с Домом Советов: она специально сделана сомасштабно творению Троцкого - открытое пространство усиливает эффект величественности Дома Советов, формируя тем самым, пожалуй, самый масштабный ансамбль Ленинграда в стиле сталинского ампира, не уступающий в своём исполнении московским ансамблям (забавно, что название у площади соответствующее).
Отдельного внимания заслуживает скульптурный фриз, расположенный на карнизе здания: во всю длину центрального ризалита тянется скульптурная группа, состоящая из фигур советских граждан разных профессий: от рабочих до крестьян, от военных до интеллигенции. Завершает эту композицию выразительное изображение герба РСФСР.
Любопытно, что и задняя часть здания выглядит тоже выразительно: восточный фасад кардинально отличается от западного из-за того, что в нём находится зал заседаний - он выделяется из общего объёма здания своим полукруглым корпусом. И, что характерно для сталинского неоклассицизма, задняя часть здания тоже богато декорирована - в отличии от дореволюционных веяний стиля, советские архитекторы уделяли равное внимание всем сторонам зданий.
Жилой дом со встроенным кинотеатром "Спорт"
Дата постройки: 1951-1953
Архитектор: Белов
Адрес: Большой Сампсониевский проспект, 79, 1-й Муринский проспект, 6
После Великой Отечественной войны характер застройки Ленинграда немного изменился: если раньше архитекторы вдохновлялись в основном предреволюционным неоклассицизмом, а также классическими ансамблями 19 века (например, Карла Росси), то после 1945 года они взяли курс на более помпезную и роскошную архитектуру, тяготеющую скорее к ар деко и ампиру, нежели к строгой петербургской классике.
Особенно в этом плане преуспел зодчий Виктор Фёдорович Белов - его фамилия не на слуху у широкой аудитории, однако его творения хорошо известны каждому петербуржцу: по его проектам было построено более 100 зданий по всему Ленинграду! Особенно много он построил на Большом Сампсониевском проспекте - здесь он создал целый ампирный ансамбль, о нём мы и поговорим!
Жилой дом на пересечении Большого Сампсониевского и 1-го Муринского проспекта можно назвать настоящим образцом ленинградского послевоенного классицизма: роскошные колоннады, оформляющие угол здания и входные группы на обоих сторонах фасада, рустованный низ здания, обилие древнегреческой символики, характерной для классической архитектуры - всё это характерно для построек того времени.
В жилом доме со встроенным кинотеатром "Спорт" (Белов построил несколько таких зданий, в которых совмещались жилая и развлекательная функции) нет невероятно богатого и пышного декора - здание всё ещё обладает этой неуловимой петербургской строгостью, характерной для всего классицизма Северной столицы. Однако и ампирный триумф в нём тоже сочетается, так что отгадать дату постройки этого здания несложно - сразу видно, что оно возведено уже после Великой Победы!
Жилой дом на Ланской
Дата постройки: 1953 год
Архитекторы: Белов, Потапов, Савкевич
Адрес: Большой Сампсониевский проспект, 108, Сердобольская улица, 1
Ещё одна работа выдающегося зодчего Виктора Белова находится неподалёку от предыдущей постройки - на пересечении всё того же Большого Сампсониевского и Сердобольской улицы, прямо у перрона ж/д станции "Ланская". Однако это здание куда более величественно, и в нём гораздо больше черт ар-деко - этим оно, на мой взгляд, напоминает московскую постройку!
Причём это здание интересно ещё и своей композицией: Белов создаёт его из двух составных частей - первый корпус обращён к железнодорожной станции своим широким фасадом - здесь не наблюдается богатства декора, а вместо колонн фасад украшен пилястрами: эту часть здания можно считать непарадной, ибо она выходит не на проспект, на ж/д пути. Впрочем, даже она выглядит величественно - тут уж ничего не скажешь!
Однако вторая сторона здания удивляет не меньше: она обращена к Большому Сампсониевскому, и вот тут мы видим истинную игру форм: высокая квадратная башня на углу здания, оформленная полуколоннами с треугольными портиками, дерзко вклинивается в облик проспекта, превращаясь тем самым в полноценную архитектурную доминанту всего района. Только посмотрите насколько эта (восточная) часть здания диссонирует с западной, выходящей на железнодорожные пути!
А что самое интересное, так это тот факт, что эти два корпуса, объединённые одним стилем, но различные композиционно, разделены между собой дореволюционным доходным домом! Да, доходный дом Коха, построенный ещё в 1910 году в стиле неоклассицизм, был интересным образом "влит" в эти два корпуса, разделив их визуально, но объединив их фактически: бывший дом Коха стал одним целым с новыми сталинками!
На примере этого здания можно наглядно увидеть, насколько ленинградские архитекторы трепетно относились к дореволюционному неоклассицизму: они не просто вдохновлялись им, они смешивали свои постройки с дореволюционными, создавая единые классические ансамбли - такое единение стилей и эпох возможно только в Петербурге!
Жилой дом на Ждановской набережной
Дата постройки: 1950-1956
Архитектор: Кирхоглани
Адрес: Ждановская набережная, 11, Ждановский переулок, 1-2
Очень интересное, но при этом всё ещё очень классическое для Петербурга здание было построено в первой половине 1950-х годов на Ждановской набережной - прямо напротив стадиона "Петровский". Композиция у здания очень простая: стройные ряды массивных пилястр на первых трёх этажах разделены карнизом с двумя верхними этажами, обрамлёнными куда более скромными полуколоннами - этот приём создаёт очень интересный и при этом идеально чёткий ритм на фасаде здания.
Однако не всё так просто: есть у этого здания и одна очень интересная черта. Да, пускай она не уникальна (такие дома строились и в Ленинграде, и в других городах Союза), однако не заметить это я не мог: в самом центре здания располагается массивная кессонированная арка, через которую проходит полноценный... переулок! Да, через этот дом пробита дорога, которая не только не портит его облика, но наоборот - вносит разнообразие в его фасад!
Что касается декора, то тут всё типично: барельефы на римскую тематику (вплоть до вазонов) и выразительные медальоны, дополняющие и без того роскошный фасад. В общем, чисто петербургский классицизм - иначе и не скажешь!
Институт ЛенНИИпроект
Дата постройки: 1955-1956
Архитекторы: Гурьев, Лукин, Щербенок
Адрес: Троицкая площадь, 3-5, улица Куйбышева, 1
В качестве последнего примера сталинского ампира я решил взять здание, построенное уже практически на самом закате стиля - после смерти Сталина и после принятие Хрущёвым постановления "об устранении излишеств в проектировании и строительстве". Жилой дом при институте ЛенНИИпроекта стал последним отголоском классической архитектуры Ленинграда - следом за ним пошёл аскетичный и куда более современный модернизм...
В этом здании, расположенным прямо напротив Петропавловской крепости, архитекторы решили соблюсти все традиции и каноны петербургского классицизма: огромная колоннада в верхней части здания, рустовка на первых этажах, минимум декора и максимум классических черт - всё по канонам старого стиля! Однако масштаб постройки по-настоящему советский: здание высокое, колоннада у него огромных размеров - выглядит это всё ампирно, величественно!
Ну и не могу я напоследок не отметить одну очень забавную черту сталинского ампира, встречающуюся почти в каждой постройке этого стиля: я говорю о функциональных недостатках, связанных с попыткой следовать классической архитектуре там, где в ней нет никакой надобности. Так, все эти массивные колоннады на фасаде, несущие чисто декоративную функцию (колонны в древнем риме играли роль несущих опор, тогда как в неоклассицизме - это лишь украшение, дань традициям прошлого), и более того - вредящие удобству жильцов.
Посмотрите на фото ниже: у дома института ЛенНИИпроекта колонны расположены так, что большую часть времени они перекрывают доступ солнечного света в квартиры здания, что абсурдно само по себе - декоративные колонны не только не нужны этому зданию, они ещё и вредят его функциональности! Но что поделать, таков классицизм, в этом его прелесть и в этом же его абсурдность!
Ну а на этом я предлагаю заканчивать мой затянувшийся экскурс в историю ленинградского неоклассицизма. Конечно, я рассмотрел лишь малую часть зданий в этом стиле, но в будущем, возможно, я вернусь к этой теме и постараюсь рассказать вам о других памятниках архитектуры сталинского неоклассицизма и сталинского ампира. Так что пишите в комментариях - какие здания я сегодня забыл упомянуть: с удовольствием обсужу это с вами в комментариях!
Спасибо за внимание и до новых встреч!