Кто бы мог подумать, что подобным образом могут называть береговую батарею? «Мамашей» её нежно звали бойцы, служившие здесь и отдавшие жизни на этих скалистых берегах. И местные жители, для которых она была единственной защитой и надеждой. А «Кентавром» – подступающий к Севастополю враг.
Как доехать: с 5-го километра Балаклавского шоссе (Севастополь) от остановки у бара «Золотое кольцо» отходят регулярные автобусы в Балаклаву. Ехать нужно до остановки «Оболонь». Повернуть направо – дорога выведет вас на берег Балаклавы, где цветут опунции, находится музей Подводных лодок, небольшая набережная и на горе – батарея №19 Драпушко. Идти пешком около 3-4 километров, часть из них, хоть и по хорошей асфальтированной дороге, но вверх. Так что обувь должна быть удобной.
Координаты: 44.492543, 33.590115
Даже ко Второй обороне Севастополя батарея была уже не новой. Её строили с 1912 по 1924 годы для прикрытия скрытной Балаклавской бухты с моря. Здесь установили четыре орудия калибром 152 мм, что позволяло «доставать» цели на расстоянии 20 км. Но в Великую Отечественную войну батарейцам пришлось развернуть орудия к суше.
Почему же «Кентавр»? Откуда пришло это сравнение с мощными мифическими существами? Точного ответа мы уже не узнаем никогда. Можно только предполагать – батарею, которую строили для войны с крейсерами и эсминцами, не защитили от ударов с воздуха. Орудия были установлены в бетонных «котлованах». Немцы видели, когда у орудий появлялись расчёты, и открывали по ней минометный огонь с захваченных неподалеку высот. Подключалась и вражеская авиация. Казалось бы, что может быть проще – уничтожить врага, которого видишь, по сравнению с которым имеешь тактическое преимущество?
6 ноября 1941 года батарея Марка Драпушко разнесла врага, который дислоцировался в селении Комары, а 15-го – сорвала попытку штурмовать Балаклаву. В бессильной злобе гитлеровцы за несколько часов выпустили по ней около трехсот снарядов и бесчисленное количество мин. Вновь и вновь её бомбила фашистская авиация. Но батарея жила и сражалась. За несколько суток артиллеристы выпустили почти полторы тысячи снарядов, поражая и дальние цели, и ближние, по которым била прямой наводкой. Выжившие батарейцы потом вспоминали: интенсивность огня в период ноябрьского наступления была настолько сильной, что на орудиях плавилась краска.
Во время боя от разрыва бомбы ослеп Иван Щербак, но до конца боя он на ощупь заряжал орудие. Его сослуживцы поняли, что их друг ослеп, только когда столкновение закончилось и наступило небольшое затишье. Сменившие его сержант Лизенко тоже погиб на боевом посту – от потери крови. В последние минуты жизни от дернул спусковой шнур. Командир батареи Марк Драпушко был дважды контужен, частично потерял слух, но продолжал руководить огнем.
Батарея выстояла и помогла отразить первый штурм Севастополя. После этого бойцы собрали из четырех разбитых орудий два и передислоцировались на высоту Карагач. Командир батареи навсегда остался там, на боевом посту – погиб при третьем штурме города.
Батарею восстановили после войны, но убили её алчность, жадность и безразличие. После распада Советского союза она отошла Украине. В 2000-х её, как и многие схожие объекты, постигла печальная участь – все, что было внутри, распродали на металлолом – все бронедвери и механизмы срезали. Однако подземные казематы и орудийные дворики сохранились хорошо. Наверное, раздолбали бы и их, чтобы вытащить арматуру. Но этого не смогли сделать нацисты, не преуспели и «благодарные потомки» украинской элиты..
Сейчас народными силами батарея №19 приведена и поддерживается в порядке. Там проходят субботники. Территория полностью доступна для всех желающих, а сам объект наконец-то получил официальный статус культурного наследия.
Подземные казематы более-менее расчищены, там можно гулять – понадобится удобная обувь, фонарик и здравый смысл. Фортификация имела подземный склад боеприпасов, командный пункт с визиром, блок дизельных двигателей – все необходимое для автономного существования.
На стенах до сих пор видны послевоенные армейские надписи-инструкции. Подземная часть батареи одноэтажная, но построена на разных уровнях – отсюда внутри и лестницы, по которым нужно спускаться с особой аккуратностью. Во все комнаты можно заглянуть. Батарею лучше всего проходить вдоль, чтобы выйти уже в другой части склона – входы и выходы найти очень просто.
Внутри ориентироваться тоже легко, по сравнению с другими подземными объектами. Особенных лабиринтов тут нет. Выключив свет, вы сможете прочувствовать полную темноту и тишину, изредка прерываемую каплями воды.
Снаружи бетонные стены, раненые многочисленными осколками, утопают в зелени. Поднявшись по ступенькам на высшую точку батареи, можно полюбоваться синим-синим морем, входом в Балаклавскую бухту, понаблюдать, как туда-сюда снуют прогулочные и рыбацкие лодочки. Под скалами раскинуты рыбацкие сети.
Кстати, за видом, сюда приезжает много людей – влюбленные парочки, любители мини-пикников и просто желающие погулять. Но совершенно необъяснимо, почти никто не заходит внутрь.
Что бы ни привело вас к батарее №19 командира Марка Драпушко, пожалуйста, помните, какой ценой завоёвана эта умиротворяющая тишина…