На фоне новостей о второй волне вируса в Европе, вузы во всех странах мира ломают голову, как начать осенний семестр 2020. Гарвардский университет, например, возвращает в кампус только 40% студентов с условием строгого соблюдения внутреннего режима. В России некоторые университеты допускают продолжение полностью дистанционного обучения в сентябре.
В этих размышлениях университеты перебирают три возможных формата обучения: очный, смешанный и онлайн.
Очное vs Онлайн: традиции и... другие традиции
Формат - это о внешней стороне. Грубо говоря, где сидят наши попы - в университетской аудитории или дома на диванчике. Бояться смены формата на онлайн можно, только если в очном были проблемы. Но почему-то кажется, что присутствие тушки студента в классе как-то повлияет на его процесс познания.
Очное обучение может быть инновационным и традиционным. В первом случае преподаватель_ница активно применяет техники геймофикации, фасилитаторства и т.д. и т.п. Во втором же он_а выходит на подиум в аудитории и начинает вещать. Вероятно, даже очень интересно и полезно. Но всё-таки это традиционный подход.
С онлайн-обучением так же: можно построить его по последнему слову elearning моды, включая интерактивы и решение практических кейсов, а можно традиционно. Тогда преподатель_ница просто проводит такую же занудную лекцию по Zoom и присылает всё тот же огромный список чтения, но в doc или pdf.
По сути, переход с очки в онлайн может испугать, только если отсутствуют навыки работы с программами вроде Zoom или Skype. А если вы умеете работать в них, то ваш традиционный метод несильно пострадает. Только не (по)страдают ли студенты?
Смешанное, или гибридное обучение: и в классе, и онлайн
Как можно понять из названия: частично очно, частично онлайн.
Эксперты elearning советуют использовать модель перевернутого класса (flipped classroom) при смешанном обучении. В онлайн переводят автоматические проверки (тесты) и знакомство с новым материалом (обучающие ролики, лекции, инфографики и пр.) В очные формат переносится обсуждение материала, разбор кейсов и тех заданий, которые неэффективно делать в одиночку.
Не ставьте знак "равно" между смешанным обучением и перевернутым классом. Перевернутый класс - это одна из популярных техник, но не единственная. Смешанный формат может проходить и более традиционно: на очном занятии - лекция преподаватель_ницы, дома - творческое задание и работа в группах. Всё зависит от предмета и решения создатель_ницы курса.
Обучение офф/онлайн: американский эксперимент
Влияет ли смена формата обучения на эффективность? И выигрывает ли очное обучение перед смешанным и онлайн?
Спойлер: нет, не выигрывает.
В 2018 году на конференции по цифровому обучению EdCrunch я получила журнальчик с интересным лонгридом "Mixed feeling: цифровое и традиционное обучение как оптимальный сценарий". В статье рассказывалось об эксперименте в шести крупнейших университетах США, где студентов разделили на три группы по формату обучения и сели смотреть, что будет.
Одни студенты по-прежнему ходили на традиционные очные занятия. Очное обучение - в аудитории, с преподавателем и одногруппниками. Другим предложили смешанный формат: часть занятий они посещали в университете, а часть - проходили онлайн в установленные сроки. И последние счастливчики сидели спокойно в кампусе или дома и проходили онлайн курсы.
В результате через год вторая группа студентов во всех университетах показала лучшие результаты. Кроме того, в этой группе было меньше студентов, которые остались на второй год:
Студенты, которые занимались онлайн, добивались больших успехов, чем студенты, которые занимались очно. Тем не менее, они были менее успешными чем те, кто учился по смешанной модели.
© "Mixed feeling: цифровое и традиционное обучение как оптимальный сценарий", EdCrunch 2018
При этом преподаватели отмечали, что смешанное и онлайн обучение требовало более осознанной и глубокой работы студентов. Но что так же важно: подготовка качественного курса была сложной задачей для лекторов и семинаристов.
ИМХО: меняем качество, а не формат
Мои студенты отмечали, что весной 2020 смена формата не повлияла кардинально на их обучение. Бесконечные рефераты с онлайн-сдачей в срок и длинные статьи для ознакомления без единого комментария или вопроса никак не повышали ни знание предмета, ни мотивацию учиться. Для студентов смена формата по многим курсам означала только большее количество потраченного на чтение и правки своего текста, к которому не предлагали ни критериев, ни рубрик.
При этом на некоторых курсах, где им давали 15-минутное видео на просмотр и тест на 5 вопросов, они учились охотно и закрывали предмет автоматом.
Вопрос в качестве и вовлечении, а не в формате.
И получается, что смена формата не так страшна. Страшнее отсутствие soft skills, и цифровой грамотности, и знаний о педагогическом дизайне, интерактивности и проектно-ориентированном обучении. Как бы мы ни хотели избежать этого, но пора меняться и учиться самим - ради себя и своих учеников.
NB: в другой статье я давала список курсов для преподавателей, новичков в онлайн-обучении.
Формат - фигня, топи за контент.
© Из разговоров с коллегами
Для тех, кто дочитал: словарик учителя XXI века от Newtonew
Newtonew - одни из моих любимцев, пишущих о современных технологиях и преподавании. Ещё в 2015 году, когда цифровое образование и elearning были хайповыми терминами, они составили неплохой словарик. Советую новичкам и самоучкам, чтобы разобраться с базовыми понятиями.
Надеюсь, вам понравилась статья. А если не понравилась, то что бы вы посоветовали?