20 июня отмечается всемирный день беженцев, который учредила Организация Объединенных Наций в 2001 году в честь пятидесятилетия со дня принятия Конвенции о статусе беженцев 1951 года. Этот день даёт возможность рассказать широкой общественности о судьбе беженцев по всему миру. Сегодня мы затронем «забытые кризисы». Каждый день миллионы детей, женщин и мужчин из-за политического бездействия и нехватки внимания международных СМИ «оказываются в ловушке» забытых конфликтов в дальних уголках мира. В результате, гуманитарная поддержка часто недостаточна для удовлетворения потребностей людей. Бесчисленные семьи оставлены на произвол судьбы.
Каждый год Норвежский совет по делам беженцев (NRC) публикует список десяти самых игнорируемых кризисов мира, чтобы пролить свет на эти забытые трагические события.
Думаю, что вы и сами заметили, что некоторые страны, охваченные кризисами, получают больше внимания и поддержки, чем другие. Это пренебрежение может быть результатом отсутствия геополитического интереса, готовности к компромиссу между сторонами политических конфликтов, что, в свою очередь, приводит к затяжным кризисам и растущей усталости доноров.
Всего NRC проанализировал 41 кризис, каждый из которых привел к перемещению более 200 000 человек. В списке 2019 года 9 из 10 стран расположены в Африке.
1. Камерун.
Рост насилия, политический паралич и вакуум финансовой помощи способствовали тому, что Камерун (используются одновременно английский и французский языки) второй год подряд возглавляет список самых забытых кризисов в мире. (в Западной Африке англоговорящие народы борются за автономию. Они утверждают, что десятилетиями их притесняли правительство и франкоязычное большинство).
В 2019 году в стране произошло сразу три вспышки: обострение нападений террористической организации «Боко Харам» на севере, политической кризис в северо-западном и юго-западном регионах (англоязычные территории на северо-западе и юго-западе объявили независимость и назвали себя Амбазонией. В 2017 году они начали вооруженную борьбу против правительства франкофонов) и кризис беженцев в восточной части страны.
Север стал очагом военных действий из-за конфликта между вооруженной группировкой «Боко Харам» и правительственными силами. Террористы совершили более 100 нападений в регионе в течение 2019 года, в результате которых погибли более 100 мирных жителей. К концу года около полумиллиона человек были вынуждены бежать. Насилие обусловило рост уровня голода, вызвало дефицит средств к существованию и разрушение инфраструктуры.
Правительственные силы провели широкомасштабные наступления, а вооруженные группы нанесли ответный удар. Мирные жители оказались в ловушке. С начала кризиса (2016 г.) около 3 000 человек были убиты, более 700 000 человек покинули свои дома внутри страны, а еще 52 000 бежали в соседнюю Нигерию.
В сентябре 2019 года был запущен общенациональный диалог по урегулированию кризиса, результатом которого послужили предоставление регионам особого статуса и освобождение сотен политических заключенных.
Однако Камерун редко фигурирует в заголовках международных СМИ. Отчасти это объясняется тем, что немногие иностранные журналисты получили разрешение освещать события в зонах конфликта, в то время, как местные журналисты подвергались преследованиям и задержаниям.
Доноры не проявляли особого энтузиазма для помощи борющейся африканской нации. К концу года было профинансировано только 43% апелляций.
2. Демократическая Республика Конго.
Политическое спокойствие после смены президента в конце 2018 года принесло подобие надежды в Демократическую Республику Конго (ДРК). Однако, этот оптимизм, к сожалению, продлился недолго, так как произошедшие в 2019 г. конфликты заставили жить в страхе многих конголезцев, подвергнувшихся жестоким нападениям (особенно в восточной части страны). Порядка 1,7 миллиона человек были вынуждены покинуть свои дома из-за насилия, что явилось самым большим числом недавно перемещенных лиц во всех странах Африки. Военные операции, нападения вооруженных группировок и всплески межобщинных столкновений заставили сотни тысяч конголезцев бежать в восточные провинции Итури, Южное и Северное Киву.
В 2019 году конголезцы столкнулись с многочисленными проблемами:
В этот год ДРК охватил второй в мире по величине продовольственный кризис после Йемена. Число людей, неспособных себя прокормить, составляет порядка 15 млн. Кроме того, почти 4 млн детей в возрасте до 5 лет страдают от острой недостаточности питания.
Порядка 2 200 человек погибли в течение года от вспышки вируса Эбола в Итури и Северной Киву. Также страна пережила свою худшую эпидемию кори: в период с января по октябрь было инфицировано не менее 209 000 человек, более 4 100 умерли.
В результате наводнения на севере страны пострадали более 900 000 человек. Несмотря на то, что это второй по величине в мире кризис, связанный с перемещением лиц внутри страны (после Сирии), международное внимание и донорское финансирование крайне низкое. К концу года доноры внесли менее половины денег, необходимых для оказания помощи более чем 10 млн человек.
3. Буркина-Фасо.
Эта страна новичок в этом списке, но она столкнулась с наиболее быстроразвивающимся кризисом перемещенных лиц в мире, когда число вынужденных переселенцев увеличилось в пять раз до почти 500 000 человек.
Насилие в северной части Мали в 2018 году перекинулось на Буркина-Фасо, создав нестабильную обстановку внутри страны. Правительство ушло в отставку в январе 2019 года после нескольких месяцев продолжающихся нападений со стороны вооруженных групп. Боевые действия не прекратились несмотря на формирование нового правительства. Мирные жители попали под перекрестный огонь вооруженных группировок и правительственных военных. Насилие обострило межэтнические разногласия, которые привели к террористическим нападениям и межобщинным столкновениям, ранее не наблюдавшимся в Буркина-Фасо. Эти атаки и перестрелки с правительственными силами привели к пятикратному увеличению числа вынужденных переселенцев. Около 2 200 человек погибли.
Уровень голода также резко вырос: к концу 2019 года более 1,2 млн человек нуждались в продовольственной помощи. Многие жители были вынуждены бежать, оставив сельхозугодья, которыми их семьи владели в течение нескольких поколений, не собрав урожай (в стране, где четверо из пяти зарабатывают на жизнь сельским хозяйством). Отсутствие документации о праве собственности сделало их неуверенными в том, что они смогут вернутся в свои дома.
Несмотря на растущие гуманитарные потребности, была собрана только половина денег, необходимых ООН и ее партнёрам для помощи нуждающимся.
4. Бурунди.
В 2019 году было меньше явных проявлений беспорядков в Бурунди по сравнению с 2015 годом, когда президент П. Нкурунзиза решил пойти на третий президентский срок, что вылилось в месяцы протестов, неудавшуюся попытку государственного переворота и массовое применение насилия, в результате которого тысячи людей были вынуждены покинуть свои дома.
Бурундийцы по-прежнему сталкивались со значительным политическим и экономическим давлением и были свидетелями насильственных действий на улицах. По сообщениям правозащитных организаций граждан, подозреваемых в поддержке политической оппозиции, часто арестовывали, избивали или убивали. Правительство обвинялось в подавлении критики и СМИ. Немногим иностранным журналистам был предоставлен въезд в страну, что, вероятно, способствовало слабому освещению кризиса в медиапространстве.
Затянувшийся политический кризис негативно сказался на социально-экономическом положении страны. Экономика Бурунди пребывала в состоянии турбулентности в результате сокращения инвестиций, дефицита валютных резервов, инфляции цен и ограниченной помощи. В конце года гуманитарные призывы о помощи бурундийцам были профинансированы лишь на 42 процента.
Малярия была одной из основных причин младенческой смертности и недоедания среди детей в 2019 году. Эпидемия заразила 8 из 11 млн человек в стране, при этом погибло более 3 100 человек, что намного выше, чем число смертей от Эболы в соседней ДРК. Но эта проблема получила мало международного внимания.
Несмотря на то, что к концу 2019 года около 80 000 человек добровольно вернулись в Бурунди, от 500 до 1000 человек ежемесячно покидали страну в поисках убежища, из-за опасений за свою безопасность, либо вследствие экономического коллапса.
6. Мали.
В 2019 году Мали поднялась вверх в списке забытых кризисов, поскольку конфликт усилился и распространился с севера страны на центральные и западные районы. Незащищенность населения вышла за пределы страны, затронув соседние Буркина-Фасо и Нигер, что вызвало новый региональный кризис в центральной части Сахеля.
Целые общины были разрушены в результате насильственных действий. К концу года около 208 000 человек стали вынужденными переселенцами (резкое увеличение с 120 000 человек в 2018 году).
Нападения на местных жителей были безжалостными: в течение года было зарегистрировано 1 343 происшествия, большинство из которых случились в Мопти (эпицентр кризиса). По оценкам, 900 мирных жителей были убиты и 545 получили ранения.
ООН, Франция и страны «большой пятерки» обеспечивали в первую очередь военный ответ для стабилизации ситуации в этой стране посредством контртеррористических операций с целью защиты гражданских лиц, которые, однако не возымели существенного положительного воздействия. В ряде случаев эти операции даже привели к нападениям из соображений мести и к росту насилия, тем самым лишь усугубив гуманитарный кризис.
Несмотря на интенсивное международное военное вмешательство, гуманитарное финансирование было крайне недостаточным. Обращение за помощью в 2019 году было профинансировано лишь на 52 процента.
Внимание в СМИ практически не уделялось. Одним из насильственных нападений, которое было освещено, стала резня в марте в районе Мопти, где было убито более 150 человек. После этого премьер-министр Мали подал в отставку. Насилие не ослабевало и в первой половине 2020 года. К маю около 73 000 человек покинули свои дома, многие во второй или третий раз.
7. Южный Судан.
Южный Судан предпринял предварительные шаги по укреплению стабильности в 2019 году. Несмотря на то, что мирное соглашение 2018 года вступило в силу в большинстве районов страны, в ряде регионов отмечались всплески вооруженного насилия, межобщинные столкновения. Десятки тысяч людей были вынуждены бежать от конфликта и боевых действий между вооруженными группами, особенно в районах Центральной Экватории, Джонголея, Озер, Верхнего Нила и Варрапа.
Более 900 000 человек пострадали от широкомасштабного наводнения, которое разрушило сельскохозяйственную деятельность и источники средств к существованию, усугубив и без того высокий уровень голода.
В 2019 году в Южном Судане был зафиксирован рекордный уровень голода: около 7 млн человек не могли прокормить себя, а уровень недоедания составил 16%, что превысило уровень глобального чрезвычайного порога. Одной из причин неурожая в 2019 году стало наводнение.
Проблемы с безопасностью сохранялись в течение всего года, и вызывали опасения общин по поводу сохраняющихся нарушений прав человека и насилия по половому признаку.
Более двух третей населения нуждалось в гуманитарной помощи.
К концу 2019 года ситуация особо не изменилась. Политическая драма между президентом и его бывшим заместителем привлекла внимание СМИ, однако не смогла разрешить глубокий гуманитарный кризис, охвативший страну.
8. Нигерия.
Спустя более 10 лет конфликт на северо-востоке Нигерии между правительственными силами и вооруженными группами, включая «Боко Харам», все также далек от завершения. В течение 2019 года мирные жители подвергались насилию. Люди также покидали свои дома ввиду климатических бедствий (пожаров в результате экстремальной засухи и наводнений в сезон дождей).
Военные операции и нападения на деревни вынудили 105 000 человек бежать на северо-восток. Более семи миллионов человек зависели от гуманитарной помощи, чтобы выжить в наиболее пострадавших регионах Адамава, Борно и Йобе.
Подавляющее большинство северо-восточных земель оставалось недоступным для учреждений по оказанию помощи из-за активных боевых действий, угроз нападений и режимных требований, которые ограничивали доставку помощи в находящиеся под контролем правительства «гарнизонные города».
Ожидается, что гуманитарный кризис еще более усугубится в 2020 году, и, по прогнозам, около четырех миллионов человек будут испытывать нехватку продовольствия на северо-востоке.
9. Центрально-Африканская республика (ЦАР).
Конфликт в ЦАР оставался одним из самых тяжелых в мире в 2019 году с точки зрения доли пострадавшего населения.
После новой вспышки насилия в 2013 году сотни тысяч людей были вынуждены покинуть свои дома. Четверть населения бежала, половина из них перебралась в соседние Камерун, ДР Конго или Чад.
Подписание знакового мирного соглашения в феврале 2019 года ознаменовало формирование нового правительства. Несмотря на это, вооруженные группы продолжали серьезно нарушать права человека, нападая на мирное население. Десять месяцев спустя более 70% страны оказались вне контроля нового правительства.
ООН зафиксировала рост экстремального насилия против мирных жителей, которые не имели возможности свободного перемещения и получения помощи. В 2019 году продолжались нападения на работников по оказанию помощи: пять человек погибли и 42 получили ранения при исполнении служебных обязанностей.
Мирное соглашение привлекло внимание СМИ, но гуманитарный кризис в течение года практически не появлялся в заголовках мировых новостей.
Страна вступила в 2020 год, столкнувшись с новыми волнами насилия на северо-востоке, что свидетельствует о том, что новый год даст мало передышки утомленному мирному населению.
10. Нигер.
Еще один новичок в списке. В 2019 году Нигер поразила целая «кризисная триада»: конфликт, изменение климата и хронический голод. Страна отчасти несет на себе бремя конфликтов, которые бушуют в соседних государствах. На юге беженцы скрываются от вооруженных группировок из Нигерии, на западе население стремится убежать от насилия в Буркина-Фасо и Мали. Внутри Нигера мирные жители по-прежнему страдают от нападений вооруженных групп, разбоя, межрегиональных столкновений и военных операций, что уже привело к тому, что 440 000 человек покинули свои дома.
Отсутствие продовольствия угрожает жизни более 1,6 млн человек. 227 000 человек пострадали из-за наводнений.
Политическая ситуация в Нигере более стабильна, чем в Буркина-Фасо и Мали. Тем не менее, арест лидера оппозиции и кандидата в президенты в ноябре прошлого года вызвал всплеск обвинений власти в авторитаризме. В 2020 году уже 23 000 жителей покинули свои дома.