Найти тему
ТРИКСТЕР | Научно о религии

Как люди раскрывают свою религиозность через соцсети

В Стэнфордском университете работает психолог Михал Косински, который занимается изучением психологии поведения человека в интернет-пространстве. Он использует программу, которая с огромной долей вероятности определяет религиозные предпочтения человека. Опасно ли это?

Михал Косински
Михал Косински

Интернет - это копилка больших данных. Искусственный интеллект использует имеющуюся информацию, чтобы с её помощью можно было описать любой реальный объект или явление. Таковым объектом становится сам человек, который пользуется компьютером, телефоном и прочили гаджетами.

Когда человек вводит запросы в поисковых строках, ставит лайки, дизлайки, просматривает запрещенные и незапрещенные видео, то так можно определить рамку его настоящих, неочевидных и недекларируемых интересов.

Каждый клик оставляет след. Искусственный интеллект исследует эти следы и формирует образ о человеке: его психологический, мировоззренческий портрет. Такие программы уже есть. Её использует психолог Михал Косински для изучения социальной и индивидуальной психологии людей. Результаты, которые дает эта программа, имеют огромную силу.

-2

Представьте ситуацию, что человек высокой должности, допустим политик, позиционирует себя как благочестивый человек и опирается на людей с христианским мировоззрением. Его противники заказывают анализ для изучения характеристики политика, программа выдает, что этот благочестивец посматривает материалы, которые не может смотреть лицо его статуса и мировоззренческих предпочтений. Скандал.

Однако это плохой сценарий. Собрать компромат - это одна из функций программы. Человек своим поведением в социальных сетях и в интернете сам роет себе яму. Но программа значима прежде всего с научной точки зрения.

Раньше для определения психологического портрета личности нужно было дать человеку анкету. Минус анкеты в том, что человек тратит своё свободное время на ответы. Человек может дать неполный ответ, или просто отказаться от вопроса, или вообще соврать. Но непосредственный анализ его деятельности снимает эти минусы.

Является ли это проблемой? Возможно. Особенно для тех, кто борется с чипизацией и цифровизацией жизни. Я знаю, что такие люди есть среди религиозных людей: западных протестантов и православных в России. Когда человек пишет в интернете против "цифрового концлагеря", то он делает абсурдное действие, потому что человек уже в "концлагере".

-3

Разумеется, что никакого непосредственного управления нет. Слово "концлагерь" применимо лишь в значении паноптикума, всевидящего ока. Есть лишь база данных, которую можно использовать для воздействия на умы людей. Люди сами выдают информацию о себе, которая становится основой для политических решений, пропаганды и религиозно-идеологических проповедей.

-4