Найти тему
Asta Yuksel

Дом у реки без воды

Если я когда-то возьму себе псевдоним, то назовусь Отхарой. Такое решение я приняла еще в детстве. Во-первых, это самое родное место на Земле, дом дедушки, а во-вторых, благозвучно (почти как Скарлет О`хара). Ставь старше я узнала что Отхара (абхазский вариант - Уатхара) - это древнее женское имя. И якобы в честь Отхары из рода Аибга и было названо село. (Кому интересно, легенда будет в конце статьи). Жаль, девочек так больше не называют.

Моя двоюродная сестра Самира гуляет по руслу Ӡыдаҟәра (букв. река без воды)
Моя двоюродная сестра Самира гуляет по руслу Ӡыдаҟәра (букв. река без воды)

Когда я была совсем ребенком (2 с половиной - 3 с половиной года) мы с мамой и младшим братом Димой в Отхаре пережидали войну. Тогда были живы мои дедушка и бабушка и наша нанду (прабабушка). Папа был на фронте, само собой. В доме еще жили мамины младшие сестры, которые почему-то мало фигурируют в моих воспоминаниях. Это было сложное время и это я даже своим детским умом тогда понимала, но и счастливое одновременно, потому что самое страшное я этим самым умом еще понять не могла.

Наш отхарский дом. Сейчас здесь живет дядя со своей семьей. Крыша и лестница нового времени.
Наш отхарский дом. Сейчас здесь живет дядя со своей семьей. Крыша и лестница нового времени.

***

Приснилось мне, что Ӡыдаҟәра там, наверху, в горах, набралась мутными грозными водами и стремительным устрашающим потоком начала нестись в низину.
Наш дом в Отхаре стоит на берегу Сухой реки, которая большую часть времени, представляет собой высохшее русло. Это путь к морю который проложили себе талые воды снегов Кавказа. Раз в несколько лет, весной, когда тают ледники и в горах идут ливни, вода здесь появляется.
Но не сразу. Сначала слышен гул, глухой и вездесущий, пронизывающий и вселяющий страх перед стихией. Идёт он прямо из недр гор. И как только в селе услышат этот гул, здесь знают что произойдёт дальше.
Спустя время появляется поток, стремительный и разрушающий. Он несёт выкорчеванные мощные деревья и огромные валуны.
Часть села остаётся отрезанной в эти периоды от всего мира. Без возможности выбраться.
Но так же быстро, как и появилась, река уходит.
Я в своей жизни лишь однажды наблюдала эту картину. В раннем своём детстве. И также, как в детстве, когда не боишься за свою жизнь, во сне я не испытывала страха, только трепет на грани восхищения. Я отдавала должное силе природы. В детстве и во сне. Никакого страха, ведь каждому своё. Воде - ее русло, нам наш берег.

Дом школьного учителя географии. На самом краю  ̶З̶е̶м̶л̶и̶ села. Символично.
Дом школьного учителя географии. На самом краю ̶З̶е̶м̶л̶и̶ села. Символично.

***

Тут все история, тут все Абхазия... настоящая... обволакивающая... Та, которую мы осознанно прячем от иностранцев... Та, у которой черпаем вдохновение... глобализация пытается и сюда добраться, в домах есть сотовая связь и интернет... тем не менее, здесь живет абхазский язык, а на ужин по-прежнему готовят горячую мамалыгу на огне .. Рассказывают в деревне, как недалеко от этих мест, в пещерах когда-то укрывался народный герой Кяхба Хаджарат... И как моего прадеда, чтоб добиться у него информации о Хаджарате, свесили вниз головой на террасе нашего старинного каменного дома... Тот его, как истинный абхаз, не выдал... И я думаю, а сегодня как бы выглядел Хаджарат?

-4

-5

***

Первое принятое мною серьезное решение - побег из Отхары в Сухум в три года. У меня была роскошная пляжная плетенная шляпка, она не давала мне покоя, очень хотелось на пляж. Маму не удалось уговорить вернуться домой в Сухум, я решила сама идти. Дорогу знала, помню это хорошо, а настрой был непоколебимый. Мне было три года и на мне была шляпа с полями. В Сухуме же шла война.

Дядя несет из казармы (хозяйственная постройка на заднем плане) графин вина. Встречает меня и Гюрджана с дороги.
Дядя несет из казармы (хозяйственная постройка на заднем плане) графин вина. Встречает меня и Гюрджана с дороги.

***

Мою нанду (прабабушку) звали Наташей. То есть Наташей ее звали, а имя у нее было другое. Такая вот традиция была у абхазов, меняли имена невесткам, якобы по имени обращаться не принято, но… вот какая-то такая логика. Потому в нашем исконно абхазском селе бабульки были Наташи, Оли, Нади. Я до сих пор не могу определить корни этой любви к русским именам, если даже пару слов связать на русском во всем селе никто не смог бы. Как бы то ни было, бабушкино девичье имя я узнала только взрослой, и потому имя Наташа совершенно органично в моем понимании звучало в калдахуаро-отхарском говоре бзыпского диалекта абхазского языка.
Она была главой нашей семьи несколько поколений, и в каком-то роде родоначальницей, учитывая, что прадеда мы не знали и не помнили, а история Отчего дома берет начало именно от нее. То есть это нанду, оставшись вдовой с тремя детьми в моем вот примерно возрасте, выкорчевала все пни на опушке леса и решила строиться. А пока шло строительство, жила с детьми под амбаром кукурузы. В доме мужа, который не вернулся с войны и вести о себе никакой не передал (писем не присылал, грамоты не знал, похоронка не приходила), не хотела оставаться бременем.

Здесь хранят очищенные початки кукурузы. Этот амбар появился здесь до строительства дома.
Здесь хранят очищенные початки кукурузы. Этот амбар появился здесь до строительства дома.
За хлебом приходится идти два километра. Именно столько составляет расстояние до ближайшего продуктового магазинчика. Местность на фото называют "Акула". Здесь в советские времена нашли останки доисторической рыбы.
За хлебом приходится идти два километра. Именно столько составляет расстояние до ближайшего продуктового магазинчика. Местность на фото называют "Акула". Здесь в советские времена нашли останки доисторической рыбы.
Люблю этот дом, где я всем напоминаю маму
Люблю этот дом, где я всем напоминаю маму

***

Та самая легенда

Во время Русско-Кавказской войны высогорное племя Аибга было практически полностью истреблено.

У горцев не было огнестрельного оружия, что предрешило их судьбу. Мужчин уничтожили сразу. Женщины и дети смогли бежать. Позже они обосновались на территории современной Отхары.

Село было названо так в честь старейшей из оставшейся в живых Аибговцев, Отхары. Именно она была старейшиной племени на время перехода Аибга.
В настоящее время потомки Аибга также компактно проживают на территории села, носят фамилию Айба.