Привет из Таиланда. Как далеко мы друг от друга?
В одном, интересном на мой взгляд, блоге Дзена «Русские я ЮАР» его автор рассказывает, как порой скучает по России – он даже детально перечисляет эпизоды своих редких, но конкретно накатывающих волн ностальгии. Цитирую:
Плакал, что у него не будет тазика оливе в фонтанах и десантников на новый год… Или наоборот, не суть важно. Сколько я не силился понять и прочувствовать глубину таких страданий, не получалось.
– Вы чувствуете?
– Да, я чувствую.
– Почувствовали?
– Вот... сейчас почувствовал.
М. Жванецкий, «Слова. Слова…»
Разве #ностальгия возникает по местам, а не каким то давним временам, ситуациям и людям, которые там были? Если мы вспоминаем какую-то ситуацию из разных лет, разве нам так важно вернуться в то место, где она происходила? Если я вижу себя школьником с бабушкой, которой уже лет тридцать как нет, если вижу себя с друзьями, которых раскидало по стране и память рисует наши тусовки… Если я вижу наш первый поцелуй с той девушкой их начала 90-х, если вижу себя счастливого и пьяного, гуляющего по ночной Москве когда только перебрался туда в далеком 2004-м… Разве мы можем это вернуть? Да, можно приехать на Цветной Бульвар, но нет уже ни того бульвара, ни тех людей там, ни той Москвы – это все ушло безвозвратно. И девушка пусть и живет где-то, но это уже не она, и я – не тот я. И бабушку не вернешь, и тех людей. И пионерский галстук вновь не повяжешь, и с друзьями не посидеть так на той крыше, даже если отыскать ее и взобраться туда сейчас.
Разве тянет вернуться на место, а не в тот миг? Который не вернуть никогда. Где бы мы ни жили, мы никогда не сможем повторить шашлыки с семьей на природе 9 мая и не увидим с балкона папку, до утра с другом "провожавших" друг друга.
Да и зачем так сильно тянет людей в прошлое ? Есть только миг между прошлым и будущим, именно он – жизнь. Хочется жить здесь и сейчас, а не там и вчера.
Желание вернуться у меня может и возникало когда-то, но из-за страха - в случаях навалившихся проблем с заработком либо здоровьем. Это я про свой первый опыт смены мест, жизнь в Белокаменной, куда переехал из провинции. Но я оставался и решал эти проблемы. Благо в Таиланде все сразу не наваливалось, потому вернуться не хотелось. Хотя трудности, конечно, бывали, и не раз.
По теме: Если б моя мама знала. Или «Всё хорошо!»
Напротив, в Таиланде страшновато подумать о каком-либо внезапном случае, который заставит отправиться на третий этаж аэропорта Суварнабхуми. Там находится зона вылета – самое печальное место в Таиланде, да и в мире вообще. Уверен, концентрация счастливых против несчастных там в пропорции 1 к 10.
Вернусь с заголовку этой статьи. Он взят из комментариев под тем рассказом про "невыносимые муки от чувства Родины". Комментарий сей меня удивил еще больше, чем ностальгически-патриотические откровения русского автора из ЮАР.
«Никогда из страны не уеду, чтобы не познать эту тоску по родине»
Так как же быть – ехать или нет? Как быть с ностальгией?
Еще не уехал, а уже страшно?
У меня есть два ответа и один наводящий вопрос. Да, я не сменил с десятка два стран, пройдя все испытания иммигранта, но я имею многолетний опыт жизни вдали от России. Потому, в моих соображениях есть место зерну истины.
«Не уеду из страны, чтоб не познать тоску по родине» – это позиция человека, которому живется в его месте комфортно, и я его пойму. Но вот если некомфортно, если хочется бежать – надо бежать. Пока депрессия не заела, ты не заболел и не слег в больничку, получив инвалидность. А сколько самовыпилились? Вместо того, чтобы попробовать поменять всё вокруг себя. Самая мудрая поговорка на эту тему многим известна, её надо написать у себя дома на стене:
«Мы сначала полжизни откладываем, а потом полжизни считаем, что уже слишком поздно»
Это был первый ответ, а вот второй.
Все гораздо проще – наличие ностальгии по прежним местам такая же врожденная, а иногда и приобретенная штука, как, например, ревнивость, гневливость, простота и/или доброта, возбудимость и фригидность и тд. Мой блог читают явно не подростки, которые еще сто раз поменяются, аудитория Дзена постарше. И дело в том, что человек лет после 35-ти уже сформировался и останется во многом таким, какой он есть. И тут уже лотерея – ностальгическая ты натура или легко переживаешь смену мест. Если второе – повезло! Можно ехать.
У меня от природы нет сильной ностальгии по прошлому, то есть – она есть, но в здравых пределах. И уж тем более, нет какого-то избыточного магнетизма к местам. Все проще, ребята и девчонки. Если ты думаешь много о какой-то вкусной русской еде – значит, ты просто давно не ел что-нибудь вкусное, а может даже недоедаешь и надо поесть. Если тебя вдруг неведомой силой тянет в какое-то недоступное ныне место – можно поехать в другое, не менее интересное. Если ты сильно часто вспоминаешь бывшую/бывшего – значит у тебя сейчас не очень все в порядке с личной и жизнью и физической удовлетворенностью. Все нехватки можно восполнить. И жить позитивно дальше, без мучений и боязней познать «о эту великую тоску по родине».
Но есть люди, которым что не дай, куда не привези – они будут бредить о варениках с картошкой и трех тополях на Плющихе.
Но есть еще и третий пункт, который затрагивает вопрос ностальгии при жизни на чужбине (хотя это слово придумано такими же вот трагиками, они везде себя ощущают чужими). Пункт исходит из ответа на вопрос, зачем вообще человек собирается уехать, почему уехать?
Если потому, что там колбаса вкуснее или потому что есть море – это слабая причина. По настоящему уверен в желании эмигрировать не тот, кто хочет куда-то приехать, а тот, кому необходимо уехать. Это про Россию, с развитыми странами ситуация иная и там нет никакой трагедии в отъезде и тебя мало кто надумает обвинять в предательстве, как это любят до сих пор многие россияне.
В сухом остатке, думая об эмиграции, ты имеешь на весах две чаши. На одной из них всё хорошее, что окружает тебя, а но второй – нежелание, а может и невыносимость жизни с этой властью, с этими чиновниками и странными, словно загипнотизированными людьми и жизни среди тех последствий, что возникают на этом фоне. И когда эта чаша перевешивает, то берешь и едешь. Уезжаешь. Понимая, что когда-то будешь скучать. Пусть так. Просто хочется свободней дышать. И абстрагироваться от маразма. Может, получится найти свой берег.