Найти тему

Есть ли расизм в Канаде.

Премьер-министр Джастин Трюдо преклоняет колено на анти-расистском протесте на Парламентском Холме в Оттаве. (Sean Kilpatrick/Canadian Press)
Премьер-министр Джастин Трюдо преклоняет колено на анти-расистском протесте на Парламентском Холме в Оттаве. (Sean Kilpatrick/Canadian Press)

Кому лень читать - смотрим/слушаем

Поскольку я живу в провинции Квебек, а остальной Канады я толком и не видел, то мой опыт и знания ограничены, в основном, реалиями этой провинции.

На днях премьер-министр Канады Джастин Трюдо всячески каялся за допущенный его правительством расизм и даже становился в покаянную позу на колено. Джастин он, конечно, большой артист и любит громкие публичные жесты. Но в самом ли деле всё так плохо?

Во-первых, надо сразу отметить, что люди здесь трактуют понятие «расизм» довольно-таки вольно. В моём понимании расизм это когда какой-то важный белый дядька в цилиндре, вроде Родса или Милнера рассказывает о превосходстве белой расы и неполноценности всех остальных. Ну или проводится политика расовой дискриминации и сегрегации вроде скамеек для белых и чёрных в парках и тому подобное. Здесь же зачастую расизмом называют обычную бытовую ксенофобию, нелюбовь к понаехавшим иммигрантам или беженцам и всё такое прочее. А какой-нибудь чёрный парнишка обзывает расистом белого, который сделал ему замечание, например, из-за неприличного поведения.

Во-вторых, необходимо провести черту между Монреалем и остальным Квебеком. Монреаль сам по себе – город эмигрантов и всегда им был. Кроме того, население Монреаля в массе своей – очень либеральное и прогрессивное. Здесь вообще не прилично быть расистом, ксенофобом и гомофобом. Ну и, по правде говоря, мне было бы интересно посмотреть на человека, который в северном Монреале или Броссаре начнёт, например, что-то громко высказывать насчёт нехороших арабов, которые понаехали, в смысле насколько быстро и доходчиво ему объяснят, как он неправ. Также в Монреале нет как таковых этнических гетто и откровенно плохих районов. Да, есть районы получше и подороже, похуже и подешевле. Но в целом люди обеспеченные и бедные, белые и цветные, местные и понаехавшие в нём довольно равномерно перемешаны. И их дети ходят в одни и те же школы и вместе сидят в классах, знакомятся друг с другом, дружат. Недавно, например, в парке я видел компанию подростков в составе белого квебекчанина, другого парнишки явно арабского вида и девушки чёрной как уголь. Они бойко трепались на французском и являли собой яркий пример дружбы народов.

Остальной же Квебек - это нечто совсем другое. Процент приезжих там совсем небольшой, а население в целом очень однородное и представляет собой потомков ещё первых переселенцев из Франции с небольшой примесью шотландцев и ирландцев. Говорят они на своём особом наречии французского языка, которое даже французам часто понять довольно затруднительно. Это большинство довольно сплочённое, консервативное, и, на мой взгляд, не такое уж толерантное. В последнее время, надо сказать, население Монреаля постепенно расползается по прилегающим регионам, что несколько в этническом смысле размывает эту картину, но процесс этот – довольно небыстрый.

Теперь про расизм. Лично я не припомню каких-то расистских и ксенофобских проявлений по своему адресу. Конечно, я не могу знать, что про меня говорят за глаза на работе, или соседи. Но каких-то явных высказываний или действий я не припомню. В то же время, если присмотреться, можно заметить разные интересные явления. Вот, например, по моим и не только моим наблюдениям, чёрные водители в монреальской транспортной сети STM почему-то больше работают в ночь и по выходным. Та же картина, говорят, и среди младшего медицинского персонала. Как высказалась одна чёрная медсестра, в ночь её всё время ставят, так как цвета кожи в темноте не видно. Я могу предположит, что дело тут скорее не в расизме, а в отношении к приезжим вообще и в том, что иммигранты они в целом более уязвимы и зависимы. Хороших связей и блата у них чаще всего нет, а потому вот и приходится вот так работать и не отсвечивать.

Так же по слухам, местные полицейские гораздо больше любят останавливать чёрных водителей. По крайней мере, я слышал эти жалобы от них самих.

Однако случаи проявления самого настоящего расизма здесь тоже, на самом деле, бывают. Так, например, два года назад во время хоккейного матча в столице провинции Квебек-сити, индейская подростковая хоккейная команда подверглась расистским оскорблениям, которые выкрикивали как игроки местной команды, так и их родители. В частности, индейскую команду обзывали бандой дикарей. В это, возможно, трудно было бы поверить, если бы тренер индейских парней не записал всё это во всей красе на свой мобильный телефон.

Индейцы здесь, на мой взгляд, имеют те же проблемы, что и чёрные в США. В массе своей они нуждаются, живут очень бедно. Папа нынешнего премьер-министра, Пьер Трюдо при всех его заслугах отличился тем, что в его бытность премьер-министром у индейцев из семей насильно изымали детей, чтобы отдать на воспитание в семьи среднего класса, в основном, белые как в Канаде, так и США, мотивируя это, конечно, заботой о детях, которым приходится жить в бедности. Джастин Трюдо за это принёс извинения, но проблема, по сути, остаётся нерешённой. От индейцев откупаются правительственными подачками, а многие белые, ну и, конечно, иммигранты из постсоветского пространства, как и в случае с чёрными в США, считают индейцев бездельниками, которые только и думают, как бы побольше выжать деньжат из правительства и не работать. Вообще ситуация с индейцами здесь очень мне напоминает историю с цыганами в Европе, хотя есть, конечно, и различия. В любом случае мне думается, что вот так осуждать огульно целый народ, не зная толком ни их историю, ни особенности их жизни мне кажется некорректно.

В общем, как можно видеть, ситуация с расизмом и ксенофобией в Квебеке и Канаде не такая уж безоблачная, но, конечно, до проблем, имеющих место в США здесь как до Луны.

Ну и на закуску небольшое видео, которое я смог снять о протестах против расизма и полицейской жестокости в Монреале