Найти тему

Живопись нитками

«Гобелен – это красота, неспешно созданная тёплыми умелыми руками, спокойным разумом и чуткой душой».
И.Дворкина

Я конечно, не Матисс и не Кандинский) но умение плести гобелены приобретено в годы учебы.

Гобелен " Господин и Леди" Материал: шерсть. Художник Мария Прошута
Гобелен " Господин и Леди" Материал: шерсть. Художник Мария Прошута

На сегодняшний день, разновидность декоративно-прикладного искусства, по традиции называемая «гобеленом», выступает как сложное художественное явление, соединившее в себе качества сразу нескольких жанров - от «ручного ткачества» до «текстильной» скульптуры.
Изначально, понятие гобелен представляло способ производства ткани, имеющего вид стенного безворсового ковра с сюжетной или орнаментальной композицией. Этот ковёр ткался вручную, из цветных или шёлковых нитей посредством их перекрёстного переплетения.

Само по себе слово «гобелен» (фр.gobelin) возникло ещё в 17 в. во Франции и является не чем иным, как использованием имени братьев Гобеленов в обозначении названия стенных ковров. История гласит, что в 1601 г. фламандец Франсуа де ля Планш купил красильню для шерсти семьи Гобеленов под Парижем. И спустя 60 лет, эта небольшая мастерская по производству текстиля благодаря высокому уровню выходивших из её стен «текстильных полотен», была реорганизована в Королевскую мануфактуру братьев Гобеленов, а затем в Мануфактуру королевской меблировки. Возглавил это производство президент Академии живописи, «первый живописец короля», Шарль Лебрен. Он сам и создавал эскизы для многих гобеленов своей мануфактуры, тем самым, формируя определённый стиль, колорит и средства художественной выразительности «тканых картин», что теперь мы и называем классикой жанра.

Шпалера из серии «Дама с единорогом». XV в. Ковры этой серии – яркий образец так называемых мильфлеров (фр. – тысяча цветов). Их отличительная особенность – россыпаь цветов и ягод по всему фону ковра 
Шпалера из серии «Дама с единорогом». XV в. Ковры этой серии – яркий образец так называемых мильфлеров (фр. – тысяча цветов). Их отличительная особенность – россыпаь цветов и ягод по всему фону ковра 

 Первоначально гобелены, тканые безворсовые ковры, назывались шпалерами. Искусство шпалеры, как известно, одно из самых древних на земле. Название классической западноевропейской шпалеры (итал. spalliera) образовано от итальянского обозначения решётки для живых цветов и в данном случае определяет понятие старинного гладкого сюжетного ковра, создавался который при помощи одного из самых простых ткацких приёмов - перекрёстного или полотняного переплетения нитей. Как известно, в средние века на юге Европы стены богатых интерьеров украшали преимущественно фресковой живописью, а в более северных районах эту живопись стала заменять шпалера, заимствуя из неё как сюжеты, так и некоторые приёмы цветовых растяжек. При этом в холодных каменных постройках шпалерам отводилась роль не только эстетическая, но и утилитарная: они сохраняли тепло.

Шпалера из серии «Анжерский Апокалипсис». Ок. 1380 г. Семь ковров этой серии, находящиеся в Анжерском замке во Франции, служили своего рода иллюстрациями к «Апокалипсису» Иоанна Богослова
Шпалера из серии «Анжерский Апокалипсис». Ок. 1380 г. Семь ковров этой серии, находящиеся в Анжерском замке во Франции, служили своего рода иллюстрациями к «Апокалипсису» Иоанна Богослова

Самые частые изображения того времени – библейские мотивы, а также сюжетные картины с изображением охоты, жизни при дворе, военных походов. Когда в южной части Европы распространялась фресковая живопись, в более холодных странах их заменой стали гобелены, позаимствовавшие у фресок как сюжеты, так и цветовые приемы.

Вытканные на коврах сюжеты дополняли друг друга, объединенные общей темой. Для каждого зала замка изготавливался особый цикл изображений, включавший в себя несколько полотен (так, одна из наиболее известных серий шпалер — «Дама с единорогом» — состоит из шести ковров). По вечерам, когда свет факелов и светильников, отражаясь на шелковой, с матовым блеском поверхности шпалер, заставлял таинственно мерцать вплетеные в них золотые и серебряные нити, фигуры на коврах словно оживали, и казалось, что хозяева замка и их гости волшебным образом перенеслись в мир героев рыцарского романа или античного мифа.

В Россию мода на гобелены пришла в эпоху Петра I. С его подачи в Петербург были приглашены мастера по плетению и открыта первая гобеленовая мастерская. На первых российских гобеленах изображались сюжеты картин французских и отечественных художников.

С развитием фабричного производства художественный уровень гобеленов резко упал. Они перестали быть роскошью, стали доступнее для рядового населения, а изображения все чаще копировались с популярных художественных полотен.

Вторая волна популярности гобеленов в мире пришлась на ХХ век. Пикассо, Матисс, Дали, Кандинский – вот только несколько художников, чьи эскизы брались за основу для новых изделий. Именно тогда гобелены из прикладного ремесленного занятия превратились в составляющую высокого искусства, какой и остаются по сегодняшний день.

Возрождение интереса к гобелену не удивительно. Фактурность, цветовая насыщенность, ценность ручного труда превращают гобелен в один из наиболее ярких эмоциональных акцентов интерьера.

Читайте заметки, смотрите мои картины, ставьте лайки и подписывайтесь на мой канал. Если Вы хотите приобрести мои работы, напишите в комментариях.