Ранее на канале выходили статьи о западных и российских фильмах, где СССР и советские (или российские) люди показаны адекватно, где нет пьющих кровь НКВДэшников и т.п. Теперь поговорим об обратном явлении в Голливуде, когда антисоветчиной так и пахнет. За антисоветчину и антикоммунизм можно притянуть почти любой западный фильм времен Холодной войны, мы же поговорим о самых ярких представителях. В 1 ой части говорили о "Рэмбо 3", где ветеран вьетнама мочит пачками советских солдат в Афганистане. Сегодня - "Шпионский мост" Спилберга.
Повестка в фильме, скорее, антисоцилистическая, так как ГДРовская, восточная часть Берлина представлена жутким гетто, где у героя Хэнкса местные панки отберут пальто. Об этом еще расскажу.
Сразу стоит сказать, что с художественной точки зрения фильм замечательный, Спилберг с годами не прекращает снимать классное кино, в отличие от нашего оскароносца Михалкова. Хэнкс и Спилберг - это вообще, своего рода, марка, как ДиКаприо и Скорсезе, а то и круче. Даже разбирать этот фильм на антисоветчину не хочется, но надпись в начале "Inspired by true events" (основано на реальных событиях) таки побуждает.
В центре сюжета реальная история Рудольфа Абеля, урожденного Уильяма Фишера, советского нелегального разведчика, разоблаченного и попавшего под суд из-за предательства коллеги. Позже в СССР был сбит американский самолёт-шпион, пилот которого Френсис Пауэрс был осужден за шпионаж. Сверхдержавы провели переговоры и обменяли шпионов на Глиникском мосту в Берлине.
Абель, по возвращению в Союз, обрёл статус героя и продолжил работать в разведке. Пауэрса на родине крыли х**ми и называли предателем.
Спилберг решил снять об фильм. Сценарий написали братья Коэны и еще какой то товарищ. Главным героем сделали не кого-то из шпионов, а адвоката Абеля Джеймса Донована. Лента получила массу положительных отзывов критиков и 6 номинаций на "Оскар".
Ну, в общем, к делу.
Показывают, что Абель живёт в Нью-Йорке, будто художник, а между делом получает записки, подсунутые в разборную монету. Американская гэбня его выслеживает, он говорит - "Надо почистить палитру", отвлекает одного, вероятно, ФБРовца тем, что нужно выбросить окурок в пепельницу и уничтожает записку прям со стола об палитру! Гениально! В квартире, при этом, идёт обыск!
Донована представлют обычным страховым адвокатом. На самом деле, Джеймс Донован проработал несколько лет в УСС - Управлении Стратегических Служб (в будущем ЦРУ). А на Нюрнбергском процессе был помощником Роберта Джексона - прокурора обвинителя от США. Фильм подаёт всё так, будто Донована назначают адвокатом Абеля, дабы показать, что американская система никого не выкидывает "на обочину" и со всеми, особенно с советскими шпионами, обходится справедливо. "Бывших разведчиков не бывает" - это не просто расхожая фраза. Реальный Донован, скорее всего, был назначен адвокатом Абеля для его вербовки. Разумеется, в фильме мы никаких вербовок не увидим, потому что, по мнению сценаристов - братьев Коэн, главный герой защищает демократию и сталкивается из-за этого с всеобщим непониманием, в т.ч. от любимой жены и детей.
Беседы с подзащитным сделаны очень здорово. Из-за них хочется смотреть фильм дальше. Рудольф Иванович представлен умным и располагающим к себе персонажем. А вот Пауэрс - какой то идиот. Очень странно, что, по мнению Спилберга, американская военная машина доверила б такому идиоту управлять самолётом-разведчиком.
Ладно. Едем дальше. Из-за того, что Донован взялся за защиту Абеля слишком яро, ему на хвост садится ЦРУшник. Но выглядит это не как в крутой шпионской драме, а как в детском мультике. Я говорю про сцену преследования под дождём. Донован ведет себя весьма странно для человека, который работал в спецслужбе. ЦРУшник хочет, чтобы Донован раскрыл ему адвокатскую тайну и рассказал всё про Абеля, особенно про его разведдеятельность. Донован в ответ затирает, что вот, мол, я - ирландец, вы - немец, а что же делает нас американцами? Только одно - Конституция США, мы соглашаемся соблюдать правила, ТАК ЧТО НЕ ГОВОРИ МНЕ, ЧТО НЕТ ПРАВИЛ и НЕ КИВАЙ МНЕ, СУКИН ТЫ СЫН.
Некоторые критики говорили, что фильм показывает виноватыми обе стороны. По моему, ни фига не так. Лейтмотив фильма - квасной американский патриотизм. Таких разговоров, как представлен выше, в фильме еще очень много. А достоверности - мало.
Фильму нужен конфликт, поэтому окружной судья отклоняет все аргументы Донована и обвиняет его в непатриотизме. Даже в метро Донована узнаёт каждая собака и злобно на него косится.
Сыну Донована, видимо, досталось косых взглядов в школе. Пацан пришёл домой и набрал ванну на случай ядерной войны с СССР. В ванную заходит отец: "А чего здесь делаешь?" Сын - "Готовлюсь к войне с русскими, ведь одного из них ты защищаешь", а Донован отвечает - "Нет, что ты, войны с русскими не будет, а тот, кого я защищаю, даже не русский, он родился в Северной Англии". Хорошо, что на не русско-советское происхождение Абеля сделали акцент, а то я уж начал диссонировать - советский шпион не похож на злобного тупого орка, как это обычно бывает.
Донован, понимая, что никакими доказательствами и аргументами не спасёт Абеля, в личной беседе уговаривает судью смягчить приговор, чтобы, в случае, когда американский шпион попадётся в СССР, было на кого менять. Абелю дают 30 лет заключения вместо электрического стула. Общественность этим крайне недовольна. Доходит до стрельбы по дому Донована, а на работе его попросту лишают клиентов.
На самом деле, Донован заявлял лишь о письмах с угрозами, до стрельбы не доходило. А что касается карьеры - Донован тогда преспокойно работал вице-президентом департамента образования Нью-Йорка.
Сбитие Пауэрса тоже приукрасили. В фильме он пытается дотянуться до кнопки самоуничтожения, но не успевает. Дальше ничего не показывают, кроме застенков КГБ и какого то военного суда, где всё в знамёнах и публика рукоплещет в экстазе. На самом же деле, Пауэрс оказался зажат креслом и приборной панелью, он думал, что при катапультировании ему оторвёт ноги. Поэтому он выбрался из самолёта не уничтожив его, не колол себя иглой с ядом и вполне мирно сдался свердловским колхозникам.
Донован в суде говорит - "Разве мы не должны дать ему (Абелю) те права, которые являются основой нашего государственного устройства и, таким образом, показать - кто мы такие, КТО МЫ ТАКИЕ? Разве не это самое мощное оружие в этой Холодной войне?"
В реальном суде американцы показали - кто они такие, ведь Абелю дали 32 года и общество осталось недовольным, ведь советский агент должен был сгореть на электрическом стуле. В кровавом советском суде Пауэрс получил только 10 лет.
Напоминаю, что Абеля зовут Уильям Фишер и назвался американцам Абелем он для того, чтобы в Москве поняли отсутствие у него намерений сотрудничать с ЦРУ. В Москве всё понимали, неспроста по приезде на "родину" Абель продолжил службу в советской разведке. Еще раз, это значит, что в Москве понимали - Абель не сотрудничал с ЦРУ. Но Спилберг, верный голливудской традиции режиссер, всё показывает так, будто совкам нужно вернуть Абеля в Союз, чтобы допрашивать, пытать и отправить в ГУЛАГ вместе со всей семьёй и собакой.
В фильме между судом над Абелем и сбитием Пауэрса будто не больше полугода прошло. На деле - 3 года. Абеля предал радист в 1957 г. Пауэрса сбили над Свердловской обл. в 1960 г.
И вот, Донована решают отправить как гражданское лицо, без официального представительства от США, в Восточный Берлин для обмена Абеля на Пауэрса и американского студента Фредерика Прайора, задержанного по подозрению в шпионаже. В тырнетах о задержании Прайора нифига нет, но Спилберг то всё знает. Оказывается за наличие фотокамеры и диссертации про коммунистическую экономику в Восточном Берлине можно было попасть за шпионаж. Да и вообще, обратите внимание на цветокоррекцию, когда в кадре Восточный Берлин - синий, тёмно-серый и холодный "Мордор".
Восточный Берлин, представленный Спилбергом, выглядит как место, куда должны попадать души грешников. Разрушенные дома, но с новыми ПВХ-окнами (спасибо партии за это). Спилбергу и Коэнам было важно донести, что в Восточном Берлине всё плохо, убивают всех и ни за что. Поэтому ЦРУшник в Западном Берлине даёт Доновану следующие инструкции: "Запомните карту вы не сможете её взять. Американец, который смотрит на карту, - точно шпион, вас могут задержать. Старайтесь там поменьше общаться с людьми, вы - чужак, так что не светитесь. С едой там напряженка, царит полная разруха, бесчинствуют банды, нормы права там не всегда соблюдаются. И не приближайтесь к стене, на их стороне есть линия, свободная от зданий, называется полосой смерти, пересечёте - Вас застрелят."
Едва успевает Донован пересечь КПП, как его грабят гопники-арийцы. Как в Голливуде умудряются это сочетать - не понятно. С одной стороны - полный тоталитаризм, ездят танки, штази арестовывают всех подряд. С другой стороны - рядом с границей шпана снимает пальто с высокопоставленного иностранца. И, конечно же, как и подобает в коммунистическом аду - без конца валит снег и метёт метель. При этом в Нью-Йорке, в это же время года, на деревьях листва и вообще почти что лето.
Как уже писал выше - совкам лишь бы растерзать. Спилберг показывает сырые застенки КГБ, где Пауэрса пытают, не давая спать. На самом деле, Пауэрс сидел в особой камере Владимирского Централа, где можно было писать и читать. Хрёщев писал телеграмму отцу Генри, где отмечал, что он может приехать и повидать сына.
Конечно, кровавый советский упырь Хрущёв хотел, чтобы отец Пауэрса увидел истерзанного и замученного сына, которого сажают на бутылку и пытают лекциями о работе в колхозе.
Главное показать контраст, а Спилберг - мастер таких дел. После пыток Пауэрса, нам показывают как нежно будят в тюрьме Абеля со словами "пожалуйста", "будьте любезны" и т.п. для его отправки в Берлин.
Адвокат Фогель в фильме заявляет феерически бредовую чупушню: "Посмотрите вокруг - как Вам восточный сектор в сравнении с западным? М? Наши русские друзья решили, что нам не следует восстанавливать нашу столицу. И мы живём среди руин, в которые они превратили наш город".
Итак, вот вам фоточки Восточной части Берлина того времени от командированного советского гражданина.
Ну, кто же станет искать архивные фотки после похода в кинотеатр? Спилбергу главное бросить говна на вентилятор: Коммунисты не только не помогали немцам строить дома, но и мешали им самим это делать! Именно эта мысль отложится после просмотра у "мамкиных" циников из Москвы!
Также, по ходу кина, складывается впечатление, что Прайора отпустили только благодаря Доновану. На самом деле, переговоры велись на самом высоком уровне и скачущий туда-сюда адвокат из Бруклина вряд ли бы что-то решил.
Странно, что по версии фильма обмен решили произвести ночью. Наверное, для того, чтобы на теле Пауэрса не было видно следов "ужасных гэбистских" пыток.
Когда Донован с Абелем подходят к Глиникскому мосту для обмена, Донован спрашивает: "Рудольф, а разве не высока вероятность того, что дома Вас расстреляют?" Тот отвечает: "Ну, я вел себя достойно, они это знают, смотря как встретят..." Донован: "На что обратить внимание?", Абель: "Обнимут или просто покажут на заднее сидение". Абеля не обнимают, показывают на заднее сидение, зритель переживает.
В концовке Спилберг расщедрился на надпись, что у Абеля всё гуд, что он воссоединился с семьей, а СССР так не признал его своим разведчиком.
Да так не признал, что в 1968 году вышел фильм "Мертвый сезон", основанный на биографии Абеля, в котором есть сцена на мосту. А начинается фильм с обращения самого Абеля к советским гражданам, и вот как Абель был представлен:
КАК ПОЛКОВНИК СОВЕТСКОЙ РАЗВЕДКИ!
Насколько нужно быть предвзятым мудаком, чтоб соврать в такой мелочи? Насколько нужно ненавидеть давно не существующую страну и её соц.эконом. строй, который отчасти существует в Китае и еще паре стран Юго-Восточной Азии, чтобы слепить это сраное фэнтези? Крайне важно показать, где цивилизованный мир, а где королевство зла. А этот расстрел перелезающих через стену людей и мальчишки, беззаботно перелезающие забор двух участков? Ну, Спилберг же мастер контрастов.
В общем, "Шпионский мост" - это лубочная агитка, в которой режиссер, сценаристы и продюсеры следуют заданным с детства установкам, и в этом нет ничего удивительного.
"Шпионский мост" - это фильм о железном занавесе, при этом, он сам является продуктом другого железного занавеса, разделяющего народы по сей день.
На этом всё. Читайте другие части цикла. Спасибо, что дочитали. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если понравилось!