Найти тему
Октябрь Красный

Еще один западный фильм с жёсткой антисоветской повесткой. 2 часть цикла - "Шпионский Мост"

Ранее на канале выходили статьи о западных и российских фильмах, где СССР и советские (или российские) люди показаны адекватно, где нет пьющих кровь НКВДэшников и т.п. Теперь поговорим об обратном явлении в Голливуде, когда антисоветчиной так и пахнет. За антисоветчину и антикоммунизм можно притянуть почти любой западный фильм времен Холодной войны, мы же поговорим о самых ярких представителях. В 1 ой части говорили о "Рэмбо 3", где ветеран вьетнама мочит пачками советских солдат в Афганистане. Сегодня - "Шпионский мост" Спилберга.

Постер фильма.
Постер фильма.

Повестка в фильме, скорее, антисоцилистическая, так как ГДРовская, восточная часть Берлина представлена жутким гетто, где у героя Хэнкса местные панки отберут пальто. Об этом еще расскажу.

Сразу стоит сказать, что с художественной точки зрения фильм замечательный, Спилберг с годами не прекращает снимать классное кино, в отличие от нашего оскароносца Михалкова. Хэнкс и Спилберг - это вообще, своего рода, марка, как ДиКаприо и Скорсезе, а то и круче. Даже разбирать этот фильм на антисоветчину не хочется, но надпись в начале "Inspired by true events" (основано на реальных событиях) таки побуждает.

В центре сюжета реальная история Рудольфа Абеля, урожденного Уильяма Фишера, советского нелегального разведчика, разоблаченного и попавшего под суд из-за предательства коллеги. Позже в СССР был сбит американский самолёт-шпион, пилот которого Френсис Пауэрс был осужден за шпионаж. Сверхдержавы провели переговоры и обменяли шпионов на Глиникском мосту в Берлине.

Теперь мост чаще называют "Шпионским", нежели Глиникским
Теперь мост чаще называют "Шпионским", нежели Глиникским

Абель, по возвращению в Союз, обрёл статус героя и продолжил работать в разведке. Пауэрса на родине крыли х**ми и называли предателем.

Спилберг решил снять об фильм. Сценарий написали братья Коэны и еще какой то товарищ. Главным героем сделали не кого-то из шпионов, а адвоката Абеля Джеймса Донована. Лента получила массу положительных отзывов критиков и 6 номинаций на "Оскар".

Ну, в общем, к делу.

Показывают, что Абель живёт в Нью-Йорке, будто художник, а между делом получает записки, подсунутые в разборную монету. Американская гэбня его выслеживает, он говорит - "Надо почистить палитру", отвлекает одного, вероятно, ФБРовца тем, что нужно выбросить окурок в пепельницу и уничтожает записку прям со стола об палитру! Гениально! В квартире, при этом, идёт обыск!

Донована представлют обычным страховым адвокатом. На самом деле, Джеймс Донован проработал несколько лет в УСС - Управлении Стратегических Служб (в будущем ЦРУ). А на Нюрнбергском процессе был помощником Роберта Джексона - прокурора обвинителя от США. Фильм подаёт всё так, будто Донована назначают адвокатом Абеля, дабы показать, что американская система никого не выкидывает "на обочину" и со всеми, особенно с советскими шпионами, обходится справедливо. "Бывших разведчиков не бывает" - это не просто расхожая фраза. Реальный Донован, скорее всего, был назначен адвокатом Абеля для его вербовки. Разумеется, в фильме мы никаких вербовок не увидим, потому что, по мнению сценаристов - братьев Коэн, главный герой защищает демократию и сталкивается из-за этого с всеобщим непониманием, в т.ч. от любимой жены и детей.

Беседы с подзащитным сделаны очень здорово. Из-за них хочется смотреть фильм дальше. Рудольф Иванович представлен умным и располагающим к себе персонажем. А вот Пауэрс - какой то идиот. Очень странно, что, по мнению Спилберга, американская военная машина доверила б такому идиоту управлять самолётом-разведчиком.

Ладно. Едем дальше. Из-за того, что Донован взялся за защиту Абеля слишком яро, ему на хвост садится ЦРУшник. Но выглядит это не как в крутой шпионской драме, а как в детском мультике. Я говорю про сцену преследования под дождём. Донован ведет себя весьма странно для человека, который работал в спецслужбе. ЦРУшник хочет, чтобы Донован раскрыл ему адвокатскую тайну и рассказал всё про Абеля, особенно про его разведдеятельность. Донован в ответ затирает, что вот, мол, я - ирландец, вы - немец, а что же делает нас американцами? Только одно - Конституция США, мы соглашаемся соблюдать правила, ТАК ЧТО НЕ ГОВОРИ МНЕ, ЧТО НЕТ ПРАВИЛ и НЕ КИВАЙ МНЕ, СУКИН ТЫ СЫН.

Некоторые критики говорили, что фильм показывает виноватыми обе стороны. По моему, ни фига не так. Лейтмотив фильма - квасной американский патриотизм. Таких разговоров, как представлен выше, в фильме еще очень много. А достоверности - мало.

Фильму нужен конфликт, поэтому окружной судья отклоняет все аргументы Донована и обвиняет его в непатриотизме. Даже в метро Донована узнаёт каждая собака и злобно на него косится.

Сыну Донована, видимо, досталось косых взглядов в школе. Пацан пришёл домой и набрал ванну на случай ядерной войны с СССР. В ванную заходит отец: "А чего здесь делаешь?" Сын - "Готовлюсь к войне с русскими, ведь одного из них ты защищаешь", а Донован отвечает - "Нет, что ты, войны с русскими не будет, а тот, кого я защищаю, даже не русский, он родился в Северной Англии". Хорошо, что на не русско-советское происхождение Абеля сделали акцент, а то я уж начал диссонировать - советский шпион не похож на злобного тупого орка, как это обычно бывает.

Донован, понимая, что никакими доказательствами и аргументами не спасёт Абеля, в личной беседе уговаривает судью смягчить приговор, чтобы, в случае, когда американский шпион попадётся в СССР, было на кого менять. Абелю дают 30 лет заключения вместо электрического стула. Общественность этим крайне недовольна. Доходит до стрельбы по дому Донована, а на работе его попросту лишают клиентов.

На самом деле, Донован заявлял лишь о письмах с угрозами, до стрельбы не доходило. А что касается карьеры - Донован тогда преспокойно работал вице-президентом департамента образования Нью-Йорка.

Сбитие Пауэрса тоже приукрасили. В фильме он пытается дотянуться до кнопки самоуничтожения, но не успевает. Дальше ничего не показывают, кроме застенков КГБ и какого то военного суда, где всё в знамёнах и публика рукоплещет в экстазе. На самом же деле, Пауэрс оказался зажат креслом и приборной панелью, он думал, что при катапультировании ему оторвёт ноги. Поэтому он выбрался из самолёта не уничтожив его, не колол себя иглой с ядом и вполне мирно сдался свердловским колхозникам.

Донован в суде говорит - "Разве мы не должны дать ему (Абелю) те права, которые являются основой нашего государственного устройства и, таким образом, показать - кто мы такие, КТО МЫ ТАКИЕ? Разве не это самое мощное оружие в этой Холодной войне?"

В реальном суде американцы показали - кто они такие, ведь Абелю дали 32 года и общество осталось недовольным, ведь советский агент должен был сгореть на электрическом стуле. В кровавом советском суде Пауэрс получил только 10 лет.

Напоминаю, что Абеля зовут Уильям Фишер и назвался американцам Абелем он для того, чтобы в Москве поняли отсутствие у него намерений сотрудничать с ЦРУ. В Москве всё понимали, неспроста по приезде на "родину" Абель продолжил службу в советской разведке. Еще раз, это значит, что в Москве понимали - Абель не сотрудничал с ЦРУ. Но Спилберг, верный голливудской традиции режиссер, всё показывает так, будто совкам нужно вернуть Абеля в Союз, чтобы допрашивать, пытать и отправить в ГУЛАГ вместе со всей семьёй и собакой.

В фильме между судом над Абелем и сбитием Пауэрса будто не больше полугода прошло. На деле - 3 года. Абеля предал радист в 1957 г. Пауэрса сбили над Свердловской обл. в 1960 г.

И вот, Донована решают отправить как гражданское лицо, без официального представительства от США, в Восточный Берлин для обмена Абеля на Пауэрса и американского студента Фредерика Прайора, задержанного по подозрению в шпионаже. В тырнетах о задержании Прайора нифига нет, но Спилберг то всё знает. Оказывается за наличие фотокамеры и диссертации про коммунистическую экономику в Восточном Берлине можно было попасть за шпионаж. Да и вообще, обратите внимание на цветокоррекцию, когда в кадре Восточный Берлин - синий, тёмно-серый и холодный "Мордор".

Восточный Берлин, представленный Спилбергом, выглядит как место, куда должны попадать души грешников. Разрушенные дома, но с новыми ПВХ-окнами (спасибо партии за это). Спилбергу и Коэнам было важно донести, что в Восточном Берлине всё плохо, убивают всех и ни за что. Поэтому ЦРУшник в Западном Берлине даёт Доновану следующие инструкции: "Запомните карту вы не сможете её взять. Американец, который смотрит на карту, - точно шпион, вас могут задержать. Старайтесь там поменьше общаться с людьми, вы - чужак, так что не светитесь. С едой там напряженка, царит полная разруха, бесчинствуют банды, нормы права там не всегда соблюдаются. И не приближайтесь к стене, на их стороне есть линия, свободная от зданий, называется полосой смерти, пересечёте - Вас застрелят."

Едва успевает Донован пересечь КПП, как его грабят гопники-арийцы. Как в Голливуде умудряются это сочетать - не понятно. С одной стороны - полный тоталитаризм, ездят танки, штази арестовывают всех подряд. С другой стороны - рядом с границей шпана снимает пальто с высокопоставленного иностранца. И, конечно же, как и подобает в коммунистическом аду - без конца валит снег и метёт метель. При этом в Нью-Йорке, в это же время года, на деревьях листва и вообще почти что лето.

Как уже писал выше - совкам лишь бы растерзать. Спилберг показывает сырые застенки КГБ, где Пауэрса пытают, не давая спать. На самом деле, Пауэрс сидел в особой камере Владимирского Централа, где можно было писать и читать. Хрёщев писал телеграмму отцу Генри, где отмечал, что он может приехать и повидать сына.

Конечно, кровавый советский упырь Хрущёв хотел, чтобы отец Пауэрса увидел истерзанного и замученного сына, которого сажают на бутылку и пытают лекциями о работе в колхозе.

Главное показать контраст, а Спилберг - мастер таких дел. После пыток Пауэрса, нам показывают как нежно будят в тюрьме Абеля со словами "пожалуйста", "будьте любезны" и т.п. для его отправки в Берлин.

Адвокат Фогель в фильме заявляет феерически бредовую чупушню: "Посмотрите вокруг - как Вам восточный сектор в сравнении с западным? М? Наши русские друзья решили, что нам не следует восстанавливать нашу столицу. И мы живём среди руин, в которые они превратили наш город".

Итак, вот вам фоточки Восточной части Берлина того времени от командированного советского гражданина.

Ну, кто же станет искать архивные фотки после похода в кинотеатр? Спилбергу главное бросить говна на вентилятор: Коммунисты не только не помогали немцам строить дома, но и мешали им самим это делать! Именно эта мысль отложится после просмотра у "мамкиных" циников из Москвы!

Также, по ходу кина, складывается впечатление, что Прайора отпустили только благодаря Доновану. На самом деле, переговоры велись на самом высоком уровне и скачущий туда-сюда адвокат из Бруклина вряд ли бы что-то решил.

Странно, что по версии фильма обмен решили произвести ночью. Наверное, для того, чтобы на теле Пауэрса не было видно следов "ужасных гэбистских" пыток.

Когда Донован с Абелем подходят к Глиникскому мосту для обмена, Донован спрашивает: "Рудольф, а разве не высока вероятность того, что дома Вас расстреляют?" Тот отвечает: "Ну, я вел себя достойно, они это знают, смотря как встретят..." Донован: "На что обратить внимание?", Абель: "Обнимут или просто покажут на заднее сидение". Абеля не обнимают, показывают на заднее сидение, зритель переживает.

В концовке Спилберг расщедрился на надпись, что у Абеля всё гуд, что он воссоединился с семьей, а СССР так не признал его своим разведчиком.

Да так не признал, что в 1968 году вышел фильм "Мертвый сезон", основанный на биографии Абеля, в котором есть сцена на мосту. А начинается фильм с обращения самого Абеля к советским гражданам, и вот как Абель был представлен:

-4

КАК ПОЛКОВНИК СОВЕТСКОЙ РАЗВЕДКИ!

Насколько нужно быть предвзятым мудаком, чтоб соврать в такой мелочи? Насколько нужно ненавидеть давно не существующую страну и её соц.эконом. строй, который отчасти существует в Китае и еще паре стран Юго-Восточной Азии, чтобы слепить это сраное фэнтези? Крайне важно показать, где цивилизованный мир, а где королевство зла. А этот расстрел перелезающих через стену людей и мальчишки, беззаботно перелезающие забор двух участков? Ну, Спилберг же мастер контрастов.

В общем, "Шпионский мост" - это лубочная агитка, в которой режиссер, сценаристы и продюсеры следуют заданным с детства установкам, и в этом нет ничего удивительного.

"Шпионский мост" - это фильм о железном занавесе, при этом, он сам является продуктом другого железного занавеса, разделяющего народы по сей день.

-5

На этом всё. Читайте другие части цикла. Спасибо, что дочитали. Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, если понравилось!