Найти в Дзене
Asta Yuksel

Фантомные боли ушедших убыхов

Что есть народ?
Что есть народ?

Предисловие (для тех, кто не знает, что такое "Ацынцэарах")

Все, кто хоть немного знаком с культурой Абхазии, наверняка слышали о культовом романе Баграта Шинкуба "Последний из ушедших" ("Ацынцэарах"). А те, кто знают историю Кавказа, знают и о том, что когда-то на территории современного Сочи жил родственный абхазам славный народ убыхов. По окончании Русско-кавказской войны убыхи эмигрировали в Османскую империю и навсегда исчезли с карты народов мира. Именно об этом рассказывается в романе Шинкуба. Главный герой романа - последний из убыхов по сюжету рассказывает молодому соотечественнику о своей трагической, но захватывающей судьбе, тесно переплетенной с судьбой своего народа. Так вот у героя Шинкуба был реальный прототип. Звали его Тевфик Эсенч и был он последний убых на Земле, говоривший на родном языке. Умер Эсенч (октябрь, 1992), умер и убыхский язык.

Хаджи-осман, Балыкесир, Турция

Мы (мой муж Гюрджан и собственно я) приехали в дом Тевфика Эсенча в октябре, на следующий день после очередной годовщины его смерти. Не планировали, так совпало.

Дом Тевфика Эсенч. Убыхское село Хаджи-Осман расположен в турецкой провинции Балыкесир на юго-западе страны.
Дом Тевфика Эсенч. Убыхское село Хаджи-Осман расположен в турецкой провинции Балыкесир на юго-западе страны.

Нас встречал сын Эсенча Зеки и угощал халвой, оставшейся с поминального стола.

«Последняя тарелочка, вас ждала», - улыбался Зеки.

Тевфик Эсенч принадлежал к убыхскому роду Зейшуа. Во время правления Мустафы Кемаля Ататюрка семья получила турецкую фамилию Эсенч.
Тевфик Эсенч принадлежал к убыхскому роду Зейшуа. Во время правления Мустафы Кемаля Ататюрка семья получила турецкую фамилию Эсенч.


Немного поговорили, рассмотрели фотографии. Сын Зеки живет в Сингапуре, дочь в США. На фото их счастливые семьи на фоне Тихого океана. Внуки Зеки в Турции почти не бывают и говорят, конечно, не на языке дедов, а на английском. Он показывает снимки и рассказывает о родных, а я поражаюсь выкрутасам истории. На землях исторической Убыхии никто из них, включая моего собеседника, не был.

Кукущ - прадед Тевфика Эсенч.
Кукущ - прадед Тевфика Эсенч.

На стене повыше портрет старца. Этот типаж мне знаком, настоящий кавказский старец. На фото дед Тевфика Эсенча, Кукущ. Талантливый сказитель, знаток фольклора и убыхских традиций. Это он эмигрировал на эти земли с Кавказа, это он научил родному языку и культуре своего внука, последнего убыха на Земле.

В саду Зеки обращаю внимание на виноград. Он тут пущен по дереву - кавказская традиция. Явный признак того, что в доме живут выходцы с Кавказа. Вино убыхи в Турции не делали из-за исламского запрета на алкоголь, а традиция выращивать виноград на дереве сохранилась. Но эта виноградная лоза – не обычная.

Зеки Эсенч в своем саду
Зеки Эсенч в своем саду

Мои предки привезли этот виноград с Кавказа, – объясняет Зеки. Они спрятали черенки в нагрудном кармане. Это все, что им удалось забрать с собой».

В убыхском селе Хаджи-Осман на юго-западе Турции около двухсот небольших дворов. Большинство из них пустуют. Часть жителей, давно перебравшиеся в город, приезжают сюда на лето. Постоянно здесь живут около двух десятков человек, в основном, пенсионеры.

В Хаджи-Османе не осталось убыхов, знающих убыхский. Отдельные слова они могут вспомнить, но не более. По иронии, единственным словом, которое вспомнили мои собеседники было слово «прощай». Та же картина и в других убыхских сёлах.

По приблизительным данным, сегодня в Турции проживает около десяти тысяч убыхов, которые, однако, не помнят родного языка.

P. S. Тевфик Эсенч успел передать миру уникальную информацию о языке и культуре убыхского народа. Он был информатором известного французского лингвиста Жоржа Дюмезиля. Их многолетнее сотрудничество привело к появлению научных работ, исключительно ценных для изучения убыхских языка и культуры.

Гюрджан и Зеки Эсенч. Хаджи-Осман, октябрь 2019
Гюрджан и Зеки Эсенч. Хаджи-Осман, октябрь 2019