Ровно 75 лет назад, 24 июня 1945 года, в Москве прошел легендарный Парад Победы. В нем приняли участие тысячи бойцов-победителей, прогнавших фашистов с родной земли и спасших жизни миллионов людей по всему миру.
О подготовке к параду, дне торжественного события, и одном из его участников, Иване Ивановиче Лезжове — в материале МОСГОРТУРа. Портрет легендарного летчика хранится в Государственной картинной галерее народного художника СССР А. Шилова.
Подготовка к параду
Через несколько дней после подписания немцами акта о капитуляции, 15 мая 1945 года, на закрытом собрании в Кремле Иосиф Сталин рассказал собравшимся о намерении провести на Красной площади Парад Победы. Эта идея была горячо поддержана всеми присутствовавшими.
Для подготовки парада был отведен лишь месяц. За это время устроителям торжественного мероприятия нужно было отобрать солдат, пошить им новую форму и отрепетировать каждую деталь.
Из сотен тысяч солдат, прошедших Великую Отечественную войну, выбирали бойцов, особо отличившихся на полях сражений. Важными критериями для отбора кандидатов был рост (не менее 176 сантиметров) и возраст (не более 30 лет), однако, в некоторых случаях делались исключения.
Для многих солдат строевая подготовка была непростым испытанием и им приходилось усердно тренироваться, чтобы подготовиться к дню парада. Каждый день бойцы маршировали по 6-7 часов, добиваясь выверенного шага, а за двое суток до мероприятия репетиции проводились и ночью. После многих тренировок устроители парада с максимальной точностью знали его продолжительность — 2 часа 9 минут 10 секунд. Вместе с рядовыми бойцами к торжеству готовились и офицеры. Честь принимать парад выпала одному из живых символов победы над фашизмом, Георгию Константиновичу Жукову.
Во втором томе своей книги «Воспоминания и размышления» Жуков рассказывал о том, как узнал о своем назначении:
«Он (Сталин) спросил, не разучился ли я ездить на коне.
— Нет, не разучился, да и сейчас продолжаю упражняться в езде.
— Вот что, — сказал И. В. Сталин, — вам придется принимать Парад Победы. Командовать парадом будет Рокоссовский».
Также в своей книге Жуков рассказывал, что на одной из репетиций узнал от Василия Иосифовича (сына генералиссимуса), что изначально принимать парад должен был сам Сталин, но во время тренировки он упал с лошади, сильно ушибив плечо.
День парада
24 июня 1945 года в 9:57 утра у ворот Спасской башни Кремля на белом арабском скакуне сидел Георгий Жуков. В ожидании команды о начале парада замерли десятки тысяч солдат, одетых в новую форму. Через несколько минут на площади раздался голос: «Парад, смирно!»
За день до парада синоптики говорили, что 24 июня будет дождь, но командиры и рядовые солдаты надеялись, что погода будет хорошей. В итоге прогноз сбылся. Однако ничто не могло омрачить торжественное событие, которому предшествовали не только изнурительные недели строевой подготовки, но и несколько лет тяжелейшей войны.
В тот день по главной площади страны строем прошли сводные полки фронтов — всего более 30 тысяч человек. Кроме этого, по брусчатке Красной площади проехали около 1800 единиц военной техники, среди которых были зенитные и артиллерийские установки, мотоциклы, бронемашины, а также легендарные танки Т-34.
В финальной части парада советские солдаты пронесли по Красной площади опущенные трофейные знамена немецких соединений и бросили их к стенам Мавзолея Ленина. Всего в руках бойцов в тот день было около 200 штандартов врага, захваченных на полях сражений.
В тот день среди тысяч героев, маршировавших по Красной площади, был летчик, воздушный разведчик Иван Иванович Лезжов.
Иван Лезжов — герой войны
Будущий летчик родился в 1923 году в Кашире в простой крестьянской семье. Связать свою жизнь с небом Иван Иванович решил в 17 лет, когда поступил в Тамбовскую летную школу. В июне 1941 года Лезжов и его товарищи были эвакуированы в город Джизак Узбекской ССР, где Иван стал работать техником самолета.
Через некоторое время он уехал из Джизака — Ивана Ивановича отправили в разведывательное авиационное училище, которое базировалось в Башкирии. Именно там Лезжов «познакомился» с моделью самолета Пе-2, на котором он летал до конца войны.
В январе 1943-го Иван Иванович прибыл в Сталинград, где получил свое первое боевое задание. Группе летчиков нужно было выполнить опасную миссию — с воздуха сфотографировать группировку немецких войск. С этим заданием Лезжов с успехом справился — снимки, сделанные им, были использованы для подготовки операции по окончательному разгрому вражеских войск под Сталинградом.
Другое важное задание Иван Лезжов получил летом 1943 года: он должен был сфотографировать передвижение немецких войск из Харькова и выяснить, куда они направляются. По пути до места назначения его несколько раз обстреливали с земли. С высоты было видно, что большая колонна немецкой техники движется в сторону Белгорода, о чем Лезжов и сообщил по радио своему командованию.
Пока летчик фотографировал, немцы обстреливали его из зенитных орудий. В какой-то момент огонь прекратился и в небе появились немецкие истребители Ф-190. В воздушном бою самолет Лезжова получил значительные повреждения — одна из пулеметных очередей попала в правый двигатель, который тут же загорелся. Кроме этого, рядом с самолетом Ивана Ивановича взорвался вражеский Ф-190 и практически разрушил Пе-2 — машина упала на землю, а летчик и штурман оказались погребенными под ее обломками.
Летчиков спасло то, что недалеко от места их крушения располагался медсанбат. Прибывшие медики вытащили героев из-под обломков и отвезли во фронтовой госпиталь в Курск, но следующей же ночью он был практически полностью разрушен врагом. После этого Лезжова и его товарища отправили самолетом в Москву, в авиационный госпиталь, где Иван Иванович получил свою первую боевую награду — орден Красного Знамени.
После выздоровления Иван Лезжов вернулся на фронт. Он летал над Киевом, Варшавой, Мюнхеном, Берлином — всего за время войны он совершил 238 боевых вылетов. Через несколько дней после Парада Победы, 29 июня 1945 года, Иван Иванович был удостоен звания Героя Советского Союза.
Не забывайте подписываться на наш канал и группы в Facebook и ВКонтакте, чтобы всегда быть в курсе лучших событий в московских музеях!