Найти тему

Хуан Лопес Фонтана (López Fontana) (1908-1983)(Уругвай)

Тренер унизивший Бразилию на "Маракане" и превративший маленький Уругвай в футбольную сверхдержаву.

Хуан Лопес
Хуан Лопес

Тренировал: "Сентраль" (1944-46), Сб. Уругвая (1946-49, 49-55, 57-59), "Пеньяроль" (1952-55), Сб. Эквадора (1959-60).

чемпион мира (1950).

2-кратный чемпион Уругвая (1953,54).

Обычно, когда речь заходит о южноамериканском футболе, в сознании болельщиков возникают прежде всего футбольные Бразилия и Аргентина, выигравшие на двоих семь чемпионатов мира и на протяжении многих десятилетий снабжавшие сильными игроками самые разные клубы Европы и Южной Америки. Уругвай - страну, которая выиграла первый чемпионат мира (1930 года), а затем и первый послевоенный мундиаль (1950), частенько в футбольном отношении ставят в один ряд с Колумбией, Перу, Чили, Эквадором и Парагваем, то есть с вполне солидными, но все же не великими южноамериканскими футбольными державами. Между тем, Уругвай чаще всех (15 раз), включая сборные Бразилии и Аргентины, побеждал в Чемпионате/Кубке Южной Америки, а ведущие клубы страны "Пеньяроль" и "Насиональ", выигравшие на двоих восемь Кубков Либертадорес, стабильно входили в число лучших команд Нового Света. Но сильнее всего впечатляет тот факт, что даже сейчас в 2020 году население Уругвая не дотягивает до 3,5 миллионов человек! А, это в несколько раз меньше чем население одного Сан-Пауло или агломерации Буэнос-Айреса! Но несмотря на скромные людские ресурсы Уругвай стал одно из первых футбольных держав,заявивших о себе на международном уровне. И, надо сказать, высокую планку "чарруас" держат до сих пор: сборная Уругвая как правило солидно выглядит на крупных международных турнирах, а уругвайские футболисты и в ХХI веке пользовались и пользуются заслуженным уважением, достаточно вспомнить такие имена как Паоло Монтеро, Себастьян Абреу, Дарио Сильва, Диего Лугано, Диего Форлан, Мартин Касерес, Диего Годин, Луис Суарес, Эдинсон Кавани.

Первые серьезные успехи пришли к уругвайской сборной еще в 20-е годы. Тогда команда выиграла три чемпионата Южной Америки (1923, 1924, 1926) и два футбольных турнира Олимпийских игр (1924, 1928). Но при всем уважение к таким действительно большим мастерам, как Эктор Скароне и Хосе Леандро Андраде, футбол 20-х годов, особенно на Олимпийских играх, был еще насквозь любительским и роль тренера в той команде была в известной степени формальной. Да, строго говоря, и первый чемпионат мира по футболу, состоявшийся в 1930 году в Уругвае, прорывом в плане роста профессионализма не стал. Он был скорее, своего рода, футбольным фестивалем, возможностью обмена опытом между сборными стран, сумевших добраться до Уругвая. Впрочем, саму страну-хозяйку все эти моменты волновали мало. Уже тогда, в 1930 году Уругвай в плане организации футбола выгодно отличался от большинства стран Латинской Америки и к домашнему мундиалю сумел подготовится основательно. И хотя, сильнейшие сборные того времени Англия и Австрия турнир проигнорировали, Кубок мира не обещал стать для хозяев легкой прогулкой, поскольку амбициозные соседи-аргентинцы привезли в Монтевидео очень сильную команду, укомплектованную такими мастерами, как Гильермо Стабиле, Алехандро Скопелли и Луис Монти. Впрочем, и в составе сборной Уругвая было немало звезд мирового класса. Помимо уже упомянутых Скароне и Андраде это Хосе Насасси, Доминго Техера, Эктор Кастро, Педро Петроне и Хосе Педро Сеа. Однако, залогом успеха уругвайцев стал не столько класс футболистов, сколько хорошо выстроенная во всех смыслах команда, что является несомненной заслугой первого крупного южноамериканского футбольного тренера Альберто Суппичи, который в корне изменил представление о роли наставника в сборной. Бывший преподаватель физкультуры, он, возможно, и не был искушенным тактиком, но о том, как строить боеспособную команду представление имел. Суппичи не побоялся отчислить из команды за нарушение режима популярного вратаря, двукратного олимпийского чемпиона Андреса Масали, повысив тем самым авторитет тренерского штаба сборной и показав звездам команды, кто теперь в доме хозяин. Хотя должность Суппичи в сборной называлась "спортивный директор" именно он радикально переосмыслил роль тренера в команде. Если раньше в южноамериканском футболе тренер был фигурой вторичной и им являлся как правило или футболист-ветеран или кто-то из администрации (об уровне профессионализма
говорит хотя бы тот факт, что некий Эрнесто Фиголи успел побыть в сборной Уругвая и главным тренером, и помощником тренера, и врачом, и массажистом), то теперь именно тренерский штаб превратился в орган, отвечающий за кадровые вопросы, организацию игру и конечный результат. Подход Суппичи оправдал себя на сто процентов и благодаря ему Уругвай выиграл домашний чемпионат мира, одолев в финале принципиальных соперников из Аргентины (4-2).

Альберто Суппичи
Альберто Суппичи

Работа Суппичи в сборной вывела уругвайский футбол на качественно новый уровень и заложила базовые основы национальной тренерской школы, которые заключаются в дисциплине, коллективизме и умении эффективно подчинять индивидуальное мастерство игроков целям и задачам команды. Можно сказать, что без победы 1930 года, вероятнее всего, не было бы и триумфа 1950, поэтому говоря о Хуане Лопесе, невозможно не коснуться монументальной для уругвайского футбола фигуры Альберто Суппичи.

Хуан Лопес, учитель физкультуры и гимнастики по профессии, начал свою деятельность в футболе с достаточно скромной должности то ли тренера по физподготовке в клубе "Сентраль", то ли, вообще, врача команды, где судьба свела его с другим "великим физруком" Суппичи. Знакомство с триумфатором домашнего мундиаля оказало на Лопеса огромное влияние. Почему-то именно в этом молодом человеке, никогда не бывшим профессиональным футболистом, мэтр увидел своего приемника, которому постарался передать тренерский опыт. Уроки Суппичи не прошли даром и в 1944 году Лопес возглавил "Сентраль" в качестве главного тренера, а в 1946 году стал у руля сборной Уругвая. К тому времени Лопес уже считался тренером-интеллектуалом, грамотным методистом и вдумчивым тактиком, и после того, как несколько известных в прошлом футболистов не смогли добиться со сборной ничего внятного, штурвал национальной команды Уругвая было решено доверить именно ему. Лопес не обещал быстрых успехов, он отказался от южноамериканской традиции начинать готовить сборную к международному турниру непосредственно перед самим турниром, заменив подобную "штурмовщину" планомерной и методичной работой. В 1947 году сборная Уругвая отправилась на чемпионат Южной Америки в Эквадор, где заняла третье место, на три очка отстав от сборной Аргентины, в которой блистали Хосе Мануэль Морено, Норберто Мендес и совсем молодой Альфредо Ди Стефано. Для Лопеса тот турнир стал в первую очередь смотром игроков сборной "в боевых" условиях. "Главному" не понравилось, что его подопечные громили заведомо слабые команды, но против серьезных соперников (Аргентина (1-3), Парагвай (2-4) выглядели робко. Поэтому он решился на серьезные кадровые перестановки. Примечательно, что на чемпионате мира 1950 года в заявку сборной Уругвая попало всего лишь 5 человек, принимавших участие в 1947 в чемпионате Южной Америки. Для достижения амбициозных целей Лопесу были нужны игроки нового типа, понимающие суть его представлений о командной игре. В 1948 году в Уругвае случилась забастовка футболистов, которая привела к остановке национальной лиги после 10-го тура и парализации всего футбола в стране вплоть до 29 апреля 1949 года. А в начале апреля начался очередной чемпионат Южной Америки в Бразилии, от участия в котором Уругвай отказываться не стал. Сложилась беспрецедентная ситуация: страна, где профессиональные футболисты бастовали, сборная многие месяцы не проводила сборы, тем не менее, решила участвовать в континентальном турнире. Хуан Лопес категорически отказался участвовать в данной авантюре и ушел с поста главного тренера сборной, которую на турнир повез тренер по физподготовке "Пеньяроля" Оскар Марсенаро, набравший игроков чуть ли не по объявлению в газете. Итогом турнира для Уругвая стал предсказуемый провал (6-е место из 8-ми) и возвращение Лопеса на пост наставника "чарруас".

В распоряжении Лопеса был примерно год, чтобы подготовить команду к первому чемпионату мира после второй мировой войны и этот год стал одним из важнейших для истории тактики футбола в Южной Америке. Можно сказать, что бразильский мундиаль разделил историю южноамериканского, да, пожалуй, и мирового футбола на "до и после". Уругвай Лопеса показал новый подход к организации игры, при котором ставка делалась ни на индивидуальные действия футболистов и наигранные связки, а на понимания игроками смысла всего тактического построения команды, в рамках которого у каждого была своя, отведенная ему тренером, функция. Это вовсе не означало, что сборная Лопеса была командой обезличенных винтиков, игроков-машин, претворявших в жизнь тактические идеи наставника. Главному тренеру удалось сделать самых харизматичных и опытных игроков той сборной (вратаря Роке Масполи и защитника Обдулио Варелу) своими соратниками и проводниками тренерских идей благодаря чему "чарруас" выделялись не только тактической выучкой, но также командным духом и волей к победе.

Если говорить непосредственно о тактике, то можно сказать, что схема сборной Уругвая на ЧМ 1950 это творчески переработанная Лопесом система "дубль вэ эм", хотя правильнее было бы сказать, что просто отталкиваясь от "дубль вэ эм" уругвайский тренер создал тактическое построение, при котором сильные стороны его команды раскрывались наиболее полно. Лопес большое внимание уделил обороне, играя в два центральных защитника, что было весьма редким для того времени явлением. При этом Матиас Гонсалес играл последнего защитника, а перед ним располагался Эусебио Техера, который являл собой живой пример преемственности поколений, поскольку был племянником Доминго Техеры, чемпиона мира 1930 года. К оборонительному блоку команды можно было причислить и опытного Обдулио Варелу, который играл на позиции опорного полузащитника, являясь одновременно и первым оборонительным рубежом и футболистом, который обеспечивал выход команды из обороны. Виктора Андраде и Шуберта Гамбетту, конечно, можно было бы назвать крайними защитниками, но, по сути, каждый действовал почти по всему своему флангу, что было логичным развитием тактики в направлении "4-2-4". В атаке сборная Уругвая номинально использовала пять форвардов, два из них, Хуан Скьяффино и Хулио Перес по современной терминологии скорее были бы отнесены к атакующим полузащитникам. Скьяффино, вообще, был ключевой фигурой в атаке уругвайцев: он прекрасно владел искусством тонкого, обостряющего паса и при этом сам много забивал, врываясь в свободные зоны в штрафной противника. Классического центрфорварда играл Оскар Мигес, превосходный бомбардир, обладавший отличным голевым чутьем. Нередко с правого фланга в центр атаки смешался не менее острый чем Мигес Альсидес Гиджа, что часто ставило в тупик оборону соперника. Слева в атаке действовал Эрнесто Видаль, который обычно располагался несколько глубже чем Гиджа (в решающем матче с Бразилией он не смог принят участие из-за травмы).

Обдулио Варела
Обдулио Варела

Надо сказать, что уругвайцам несколько повезло на первом групповом этапе чемпионата мира. В их группе должно было быть три команды, но Франция отказалась от участия в турнире уже после жеребьевки и в итоги весь первый групповой этап свелся для Уругвая к одному матчу с Боливией, которая была разгромлена 8-0. Однако, во втором групповом турнире, куда попали четыре победителя групп первого, на такие подарки команде Лопеса рассчитывать не приходилось. В матче с Испанией, сборная Уругва ушла от поражения благодаря голу Варелы на 73-й минуте, в поединке со Швецией "чарруас" опять проигрывали после перерыва 1-2, но, благодаря двум голам Мигеса в концовке, сумели вырвать победу. То есть, первые два матча второго группового этапа получились для подопечных Хуана Лопеса тяжелыми и боевыми. В это же самое время Бразилия Флавио Кошты устраивала в каждом матче настоящее шоу для своих болельщиков. Швецию и Испанию, с которыми так тяжко пришлось уругвайцам, Бразилия буквально стерла с лица земли (7-1 и 6-1), превратив оба матча в бенефис своих выдающихся мастеров Адемира, Зизиньо, Шико, Жаира. Казалось, что с таким раскладом Уругвай мог в лучшем случае рассчитывать на серебряные медали, поскольку для завоевания чемпионского титула им необходимо было побеждать Бразилию в последнем туре. По всей видимости так думали практически все, включая бразильских футболистов.

тактическая расстановка игроков сборной Уругвая и Бразилии
тактическая расстановка игроков сборной Уругвая и Бразилии

Однако, у Хуана Лопеса и его подопечных на этот счет было иное мнение. Слаломной атаке бразильцев Уругвай противопоставил вязкую оборону и, хотя голкипер "чарруас" Роке Масполи в первом тайме не раз выручал свою команду, уже к перерыву было очевидно, что очередной легкой прогулки у Бразилии не будет. Хотя, когда в начале второго тайма бразильцы повели в счете, казалось, что судьба Кубка мира решена. В этот момент выдающиеся лидерские качестве проявил капитан сборной Уругвая Обдулио Варела. Всеми правдами и неправдами (а Варела не останавливался и перед откровенными провокациями) он смог завести партнеров и в сложнейшей ситуации уругвайцы не только не посыпались, они начали прибавлять. На 66-й минуте в очередной раз переигравший Бигоде, своего оппонента на фланге, Гиджа дошел до лицевой линии и оттуда прострелил на подключившегося к атаке и освободившегося от опекуна Скьяффино и тот сравнял счет в матче. После этого гола бразильцы поплыли, а почти 200 тысяч болельщиков, пришедших на "Маракану" погрузились в молчание настолько, что было слышно, как Варела руководит своими партнерами. На 79-й минуте Гиджа в очередной раз прошел Бигоде, но в этот раз не стал простреливать в центр, а сам неотразимо пробил в ближний угол, чем обманул и бразильского вратаря Барбозу и центрального защитника Жувенала. Это был шок и отойти от него бразильцы так и не смогли. Они провели остаток встречи в атаках, но искушенная оборона сборной Уругвая с ними достаточно уверенно справлялась, и финальный свисток зафиксировал один из самых неожиданных результатов в истории мирового футбола.

Хуан Скьяффино
Хуан Скьяффино
Альсидес Гиджа
Альсидес Гиджа

Это была, поистине, тренерская победа. Лопес тактически переиграл тренера бразильцев Кошту за счет плотной игры в обороне, надежность которой обеспечивала хорошая система подстраховки, а также благодаря прорывам Гиджи по правому флангу и хитроумным перемещениям Скьяффино, которые раз за разом ставили в тупик защитные порядки хозяев турнира, явно не готовые к подобной нагрузке. "Мараканасо", - то есть фиаско на "Маракане" (именно так тот матч до сих пор называют в Бразилии) сделал скромного и совсем не публичного Хуана Лопеса настоящей знаменитостью в футбольном мире. Западногерманский тренер Зепп Хербергер, готовя свою сборную к чемпионату мира 1954 года, внимательно изучал уругвайский опыт и в идеях Лопеса почерпнул для себя немало полезной информации.

Сборная Уругвая - чемпион мира 1950
Сборная Уругвая - чемпион мира 1950

На следующем мундиале, который состоялся в 1954 году в Швейцарии, Уругвай, хотя и не смог защитить свои титул, показал очень достойный футбол, сумев дойти до полуфинала, где уступил в дополнительное время одной из величайших команд 50-х - сборной Венгрии Густава Шебеша (2-4). В четвертьфинале же подопечные Лопеса, чьи ряды пополнили такие яркие фигуры как форвард Хуан Хохберг и прославившийся выступлением за мадридский "Реал" защитник Хосе Сантамария, уверенно обыграли сборную Англии (4-2), показав, что "родоначальники футбола" уже вовсе не являются его лидерами.

В начале 50-х годов Лопес успешно проявил себя в работе и на клубном уровне: под его руководством базовый клуб сборной "Пеньяроль" дважды становился чемпионом Уругвая.

Хуан Лопес почти всю свою тренерскую карьеру посвятил сборной Уругвая. Даже уже не будучи главным тренером, он в том или ином качестве входил в тренерский штаб национальной команды вплоть до 1970 года. Он был не только блестящим тактиком но и, своего рода, живым гарантом стабильного развития уругвайского футбола. Несмотря на то, что с 1950 году Уругвай чемпионом мира больше не становился, национальный футбол не рассыпался как, например, венгерский. Сборная Уругвая, по-прежнему, является "третьей силой" южноамериканского футбола, которая в последнее время стала заметно превосходить в организационном плане потенциально более мощные команды Бразилии и Аргентины. Успехи уругвайцев в новом тысячелетии связаны прежде всего с многолетней и методичной работой идейного последователя Хуана Лопеса Оскара Табареса.