Найти тему
Павел Шерер

Почему ваш дизайн – отстой (или нет)

Оглавление

Конечно, речь не про именно ваш дизайн. А может быть, и про ваш конкретно. Давайте вы прочитаете этот короткий пост и сами сделаете выводы.

Речь тут пойдёт не только о дизайне цифровых продуктов, но о дизайне в целом: о промышленном, интерьерном и прочих. Хотя перекос, всё же, будет именно в диджитал, уж простите.

Итак, если вы дизайнер или даже подумываете им стать – предлагаю сыграть в небольшую, но крайне полезную игру.

Intro

-2

Представьте, что у вас на внутреннем дизайнерском счету – ровно ноль. Вы будете читать это несерьёзный текст, и к его концу либо уйдёте в минус, либо наберёте неплохой баланс. Чем больше баллов, тем меньше шансов, что именно ваш дизайн – полный отстой.

Правило только одно: будьте честны, хотя бы с самим собой. Потому как если вы и тут намерены забегать вперёд и пытаться мухлевать, то можете уже закрывать статью, менять профессию или что там обычно делают неудачники. Вы проиграли и можете выкидывать на помойку свои жалкие намёки на дизайн – ибо настоящий дизайнер всегда старается быть объективным. Если же вы согласны с правилами и готовы себя не обманывать, то погнали.

Уровень 1

-3

Итак, начнём с основ. Вот что вы представили, когда прочитали слово "дизайн" в заголовке? Наверняка что-то про красивые интерфейсы и дизайн-макеты. Если да, то списывайте сразу у себя три балла. Потому что визуал – вторичен.

Если же вы в первую очередь подумали о функциональности продукта, о решении бизнес-задач, то ничего списывать не нужно, добавляйте один балл себе на баланс.

Если же слово "дизайн" ассоциируется у вас ещё и с техническими решениями, с исследованием реальных технологических возможностей, смело плюсуйте ещё один балл.

Ну и конечно, вы подумали о закрытии пользовательских потребностей. Халявный балл, но ладно, он ваш.

Почему так?

Ещё старина Норман, когда рассказывал про свою табуретку, говорил про трёх китов дизайна: бизнес, пользователей и технологии. Скругления кнопок, цветовую схему, сетку и отступы поменять легко. Обои можно заменить на декоративную штукатурку, купить новые лампы и люстры. Но вы ничего не сделаете с тем, что открытая дверь в ванную комнату постоянно заслоняет собой выключатель. Или что утопленный под плитку слив имеет недостаточный уклон. Или что пяти киловатт катастрофически не хватает на семью из шести человек.

Вы не сможете визуальной шелухой решить проблемы пользователей или перекрыть технические недостатки, ею вызываемые. Не говоря уже о достижении целей клиента/бизнеса. Ваши прекрасные, чудесно анимированные графики окажется слишком сложно и дорого делать. Ваша инновационная форма регистрации уже в сценариях несёт столько уязвимостей, что через год бизнес разом утратит всех пользователей – да ещё и влетит на кругленькую сумму.

Дизайн – это не про красоту и картинки, это про продукт в целом.

Уровень 2

-4

Итак, с этим разобрались, я надеюсь. Теперь давайте поговорим о том, что именно делает дизайнер. Даже не так. Что именно получается в результате его работы. Два месяца дизайнер дизайнил-дизайнил и выдизайнил в итоге что-то. Что именно у него получилось, какие артефакты?

После предыдущего акта дураков, надеюсь, не осталось. Но те, кто считает, что дизайнер в конце отдаёт только макеты/дизайн-проект, могут со слезами вычесть у себя целых четыре балла. Почему – вы должны были понять на предыдущем уровне.

Окей, дураков нет. Вы понимаете, что помимо красивых картинок дизайнер должен предоставить ещё и их описание, спецификацию? Схемы пользовательских сценариев и описание поведения элементов, например? Тогда ок, добавляйте себе один балл.

А как насчёт бизнес-обоснований? Ваш клиент/начальник понимает, почему были приняты именно те дизайн-решения, которые вы ему предоставляете? Если да, то вы молодец. Плюс один балл.

Если же те, кто ваш дизайн будут реализовывать, получают от вас ещё и полноценную техническую документацию, то можете загибать сразу два пальца – именно столько вы заработали баллов.

Серьёзно?

Да. Невозможно создать продукт по одним лишь макетам. Не получится сделать качественный ремонт, имея на руках лишь жалкий рендер будущей квартиры. Не важно, кто это будет: программисты, строители или простые работяги в слесарном цеху. Если вы не расскажете им, как именно следует реализовать ваши задумки, они обязательно сделают что-нибудь не так.

Бизнес, представленный заказчиком, должен чётко понимать, как именно решаются его задачи (а они, разумеется, должны решаться). Ваши дизайн-решения обязаны быть обоснованы. Не думаю, что причины этого следует разъяснять.

Ну и наконец, техническая документация. Вы не можете знать всё, и программисты со строителями тоже. Когда вы решаете донести до них свой дизайн, вы должны быть уверены, что его можно реализовать именно так, как он описан. Единственный способ это сделать – самому убедиться в технической реализуемости собственных решений. Поверьте, по ходу исследования вы сами начнёте вносить изменения в свой дизайн. Просто потому, что поймёте сложность или даже вообще невозможность реализации того, что вы тут напридумывали.

Уровень 3

-5

Мы все люди с воображением. Ну или считаем себя таковыми. Так давайте представим ситуацию, когда вы закончили работу над своим дизайном и передаёте документацию тем, кто будет теперь его исполнять. Что дальше?

Если вы выдохнули и перешли на следующий проект, сорри. Даже если так настроены процессы в вашей компании, всё равно минусуйте у себя 2 балла. Несправедливо, конечно, но это не важно. Когда вы не можете контролировать соответствие результата дизайну, то и за сам дизайн отвечать вы тоже не можете.

Если же вы терпеливо дождались окончания реализации, регулярно сверяли то, что получается со своими макетами или дизайн-проектом, контролировали качество выполнения – то поздравляю, вы осуществляли авторский надзор. Добавляйте себе пару баллов.

Зачем это нужно?

Я уже миллион раз писал и рассказывал о важности авторского надзора за реализацией. На каждой лекции, которая касается дизайна, я обязательно рассказываю о том, зачем он нужен и как его осуществлять.

Во-первых, не бывает однозначно трактуемой документации. Даже самая подробная проработка продукта на этапе проектирования так или иначе создаёт оставляет пространство для манёвра. Важно, чтобы такие манёвры были контролируемыми.

Во-вторых, человеческий фактор никто не отменял. Люди просто ошибаются. И если за ними не следить, все допущенные ошибки проползут в результат работ.

В третьих, мир изменчив. Проекты не рождаются мгновенно. Что будет, если за время работ предусмотренное в вашем ремонте покрытие просто-напросто исчезнет из продажи? Или у вашего цифрового продукта внезапно появится конкурент, которого теперь нужно обходить наращиванием фич?

Финал

-6

Финальный босс в этой игре – вы сами.

Подсчитайте накопленные и списанные баллы и честно ответьте себе: а правильно ли я всё делаю? Если нет, то теперь вы хотя бы примерно знаете, какие направления стоит усилить.

Делитель результатом в комментариях: ошибаться не стыдно, стыдно стыдиться своих ошибок :)

--

Все свои посты я аккумулирую в камерном телеграм-канале, подписывайтесь.