Найти тему

Взгляд на обучение в зарубежной и отчественной практике.

Оглавление

Знания – это ориентировочная основа, обеспечивающая подготовку и планирование способов выполнения каких либо действий (П.Я. Гальперин).

В зарубежной и отечественной психологии образования есть некоторые отличия, к примеру, к подходу оценивания знаний. В практике данные различия начинают уменьшаться в сравнении с прошлыми годами, модели формирующего и итогового оценивания.

Так же на подходы к образованию влияет культурно-исторический контекст зарубежной и отечественной психологии. Потому что виды обучения и модели образования напрямую связанны помимо педагогических и дидактических подходов и с психологией личности, как рассматривается личность, ее мотивы, структура, навыки в психологическом направлении, принятом за основу для обучения. Зарубежные подходы к обучению и образованию строятся на принципах индивидуальности личности, подчеркивание ее. Начиная с дошкольного образования, которое не является обязательным за рубежом и отечественной практике. В США дошкольные учреждения, это просто центры за присмотром детей, где дети занимаются по индивидуальным предпочтениям. В отечественных дошкольных учреждениях делается упор на речевое развитие дошкольника, нравственно-эстетическое развитие.

В отечественной психологии образования можно выделить такие виды обучения: концепция В.В. Давыдова о содержательном обобщении в обучении. Рефлексивное обучение (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин). Развивающего обучения Л.В. Занкова. Проблемное обучение как способ развития мышления. Модульное обучение. Интерактивное обучение.

Отличается в зарубежной и отечественной психологии образования категория смысла. В отечественной психологии долгое время существовал деятельный подход к обучению. Зарубежные категории представления смысла имеют некоторые точки соприкосновения с отечественным подходом. Это наличие таких факторов, как значимость, необходимость, пристрастность, постановка цели. Это проявляется в эмоциональных, когнитивных и поведенческих реакциях взаимосвязи субъекта с миром. Так же наличие смысла делает ведущими различные шаблоны поведения человеческой активности и жизни в целом. Чем в большей степени теория обращается к человеку, тем больше в ней обнаруживается смысла.

Наибольшее развитие и интеграцию представления отечественных и зарубежных специалистов в отрасли образования обеспечил компетентностный подход, операционализирующий требования к выпускнику, его компетентности, необходимой для решения профессиональных задач.

Активно применяются, как в зарубежной, так и отечественной практике, такие виды обучения, как очное, заочное, последипломное, дистанционное, все большое развитие получает онлайн обучение.

-2

Смешанное обучение – это образовательный подход который совмещает в себе, как очное обучение с участие педагога учителя, при его непосредственном присутствии, так и онлайн обучение. Смешанное обучение предполагает самостоятельный контроль учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн. В процессе смешанного обучения одинаково важны как и присутствие учителя, так и работа онлайн.
Институт Клейтона Кристенсена, говоря о смешанном обучение, выделяет следующие факторы его успешности: 1. персонализация; 2. обучение, основанное на мастерстве; 3. среда высоких ожиданий; 4. личная ответственность.

В работах И.И. Ильясова и его сотрудников представлен развернутый анализ функционально-психологической структуры процесса учения как особого типа деятельности.

Особенность организации учебной деятельности противопоставляется по множеству оснований. Это такие основания, как зависимость от наличия или отсутствия специально организуемых условий для развития личности, по этой зависимости различают личностно ориентированное и когнитивно-ориентированное обучение.
В зависимости от различий в постановке целей и методической организации учебной деятельности противопоставляют: а) «традиционное обучение», которое преимущественно направлено на формирование знаний, умений и навыков; опирается на репродуктивные формы овладения учебным материалом; б) «развивающее обучение», которое направлено на формирование и развитие общих учебных, творческих и познавательных способностей; опирается на «проблемные» формы изложения учебного материала.

В зависимости от осознанности основных целей выделяют: а) нерефлективное; б) рефлективное обучение. Рефлективная позиция может быть как у обучающегося, так и позиция педагога.
При усваивание действий в процессе обучения присутствует два процесса: действия учащегося, направленные на преобразование учебных объектов (предметов); собственно учебные действия, направленные на преобразование психических особенностей самого учащегося – мотивов, знаний, умений, навыков, способностей и т.д.

Учебная деятельность – это деятельность по самоизменению, саморазвитию, в которой в качестве основного предмета выступает преобразование индивидуального опыта учащихся на основе присвоения элементов социального опыта (знаний и умений).

Пишите комментарии, подписывайтесь, ставьте лайки, делитесь своим мнением!

С другими моими работами можно ознакомится на моем телеграм канале https://t.me/realpsyhrus , https://t.me/joinchat/AAAAAFIgCvqt40BstAFWkQ , а так же группе "в контакте" под название " Жизнь ради...Психология и искусство".
активный инстаграм.
https://www.instagram.com/ruslanpsycho/?hl=ru

По всем вопросам, а так же обращениям за консультацией или более подробной информацией, мне можно писать по ссылкам на мои социальные сети в описание канала.