Византия своим блеском и богатством привлекала к себе весь окружавший ее цивилизованный и дикий мир. Все самое лучшее было здесь, на службу императору приходили лучшие воины различных народов. История и хроники византийских историков Льва Диакона и Иоанна Скилицы приводят нам интересные примеры ударов огромной, нечеловеческой силы, нанесенных византийскими воинами в сражениях в воинами киевского князя Святослава Игоревича в 970-971 гг.
1. Анемас, телохранитель императора
Итак, первый удар принадлежит телохранителю византийского императора Анемасу, которого историки называют сыном эмира Крита. В бою он поразил одного из предводителей росов ( также называемых греками скифами) Икмора "Видя, как он мужественно сражается, ободряет и воодушевляет других и приводит в замешательство ряды ромеев, Анемас, ..., не смущаясь ростом этого мужа и не боясь его силы, ..., заставил своего коня ... прыгнуть в разные стороны, извлек висевший у бедра клинок, бешено устремился на скифа и, ударив его мечом в левое плечо повыше ключицы, перерубил шею, так что отрубленная голова вместе с правой рукой упала на землю. когда скиф свалился, Анемас невредимым вернулся в свой стан".
Позже в одной из битв у Доростола Анемас пробился к самому князю Святославу : "Разорвав вражеский строй, он нанес ему удар мечом в середину головы, сбросил с коня, но не убил, так как помешали бывшие на нем доспехи. Сам же Анемас был окружен и, подвергаясь со всех сторон нападению многих, погиб, геройски закончив жизнь и возбуждая великое удивление даже среди врагов" (Иоанн Скилица. Хроники)
2. Полководец Варда Склир
Выходец из богатой семьи на востоке Малой Азии. Его интриги при дворе успеха не имели, и он так и не стал императором, но как воин он был более удачлив и нередко вступал в единоборство на поле боя.
В битва при Адрианополе "некий скиф, гордившийся размерами тела и неустрашимостью души, оторвавшись от остальных, ... бросился на самого магистра (Варду Склира - Авт.), который объезжал и воодушевлял строй воинов, и ... ударил его мечом по шлему. Но меч соскользнул, удар оказался безуспешным, а магистр также ударил врага по шлему. Тяжесть руки и закалка железа придали его удару такую силу, что скиф целиком был разрублен на две части. Патрикий Константин, брат магистра, спеша к нему на выручку, пытался нанести удар по голове другого скифа, который хотел прийти на помощь первому и дерзко устремился на Варду; скиф, однако, уклонился в сторону, и Константин промахнувшись обрушил меч на шею коня и отделил голову его от туловища; скиф упал, а [Константин] соскочил с коня и, ухватив рукою бороду врага, заколол его (Иоанн Скилица. Хроники)
3. Два Феодора
В бою у Доростола один воин по имени Феодор, прозванный Лалаконом, муж непобедимый, устрашающий отвагой и телесной мощью, убил железной булавой множество врагов. Сила его руки была так велика, что удар булавы расплющивал не только шлем, но и покрытую шлемом голову ... (Лев Диакон. История)
Второй воин стратиг Феодор из Мисфии, когда его конь "был сражен пикой, (он - Авт.) упал на землю. В этом месте закипела упорная схватка, ибо росы порывались его убить, а ромеи старались защитить его. Этот Феодор, свалившись с лошади, схватил какого-то скифа за пояс и, двигая его силой своих рук во все стороны как небольшой легкий щит, прикрывался им от летящих в него копий, а сам, обороняясь таким образом, понемногу отступал, приближаясь к ромеям, которые оттеснили наконец скифов и спасли этого мужа от опасности". В этом примере Феодор не наносил тяжелых ударов, но показал огромную физическую силу.
Читайте: Fightmaster: поединки между главами школ боевых искусств в средневековой Европе и их оружие
Читайте: "Бог дал ему бесстрашие": как крестьянин-силач Суета в одиночку сдерживал полк наемников