Пандемия коронавируса будет использоваться властью Украины для оправдания своих ошибок. Вторая волна COVID-19 будет может стать опасной, чем первая, с точки зрения угроз для здоровья граждан и экономики.
Президент Украины Владимир Зеленский не понимает, как работает экономика. Это не было бы проблемой, если бы в его команде были настоящие экономисты-профессионалы. Но слабая кадровая политика главы государства ставит его на грань катастрофы.
Об этом и многом другом в эфире программы "Острый вопрос" на телеканале рассказал экс-секретарь Совета национальной безопасности и обороны Украины Александр Данилюк.
– Есть ли у вас ощущение, что сейчас коронавирусом власть прикрывает свои ошибки?
– Есть такое ощущение. Хочу сказать, что это будет и в будущем. Все ошибки, даже изменения климата, будут прикрываться коронавирусом. Так повезло власти, что делать.
Сейчас Украина выходит из первой волны коронавируса. Уверен: будет вторая. Я хотел бы, чтобы власть сделала все выводы, не искала виновных, а просто готовилась ко второй волне. Потому что она может оказаться гораздо опаснее, чем первая.
– По здоровью или по экономике?
– Связанные вещи.
– Следующая реплика: "У Зеленского и правда туман в голове в вопросах экономики"?
– Есть ли у него понимание определенной экономической логики? Как работает экономика, сфера финансов? Нет. Должен ли президент иметь эти знания? Не всегда. В зависимости от того, кто у него в команде.
Но проблема была тогда (когда мы ссылаемся на пленки, записанные в кабинете премьера), что и премьер не имел экономического понимания. Более того – он не имел экономического образования, не имел понимания, как экономика работает.
– Я с вами согласен. Единственное добавлю. Возможно, не должен разбираться во всех сферах государства при одном условии: если ответственность за все, что происходит в государстве, не лежит на нем.
– Подождите-подождите. Мы создали такую ситуацию и начинаем в нее верить. Президент почему-то считает, что он за все отвечает.
– Президент как институт – нет, президент Зеленский как фигура – да.
– Он сделал так, чтобы большинство украинцев в это поверило. И поэтому очень серьезно пострадает.
С такой кадровой политикой гарантированно он провалит свою миссию.
– Какую?
– Которую он сейчас нарисовал. Что будет экономический рост, будет мир, будет прорыв в каждой сфере. Этого можно было достичь через соблюдение Конституции, через формирование государственных институтов, через правильную кадровую политику. Этого сейчас нет.
Если все сконцентрировать на себе с такой слабой кадровой политикой – это рецепт катастрофы.
– Но президент сам недавно сказал: "Я не могу найти министров". В какой стране с такой формой правления, как в Украине, президент должен искать министров?
– Неужели вы думаете, что в Украине нет сильных кандидатов на должности министров?
– Я убежден, что президент не должен этим заниматься. Но если он об этом говорит, он этим занимается.
– Знаете, каждый раз он об этом говорит, и люди понемногу привыкают, что так и должно быть. Так не должно быть.
Даже если он не будет этим заниматься, если кадровый подбор качественный, тогда даже и это простительно. Но, к сожалению, этого нет.
Иногда возникает впечатление, что есть определенный профиль, под который ищут. И этот профиль не профессиональный. "Как должен выглядеть министр культуры? Так. Вот такого мне и приведите".
Думаю, что ищут под клише.
– Может, просто лояльного ищут? Должен быть свой.
– Есть несколько параметров, но, к сожалению, профессионализма среди них нет.
– Есть ли в команде президента люди, которые хорошо разбираются в экономике, в финансах, благодаря которым он может заполнить эти пробелы?
– Есть. Даже сейчас есть. В Кабмине есть пара человек.
– Следующий вопрос: "Вы сами ушли из Зе-команды или вас попросили?"
– Я сам пришел и сам ушел.
– А почему ушли? Помню, это была почти эпопея.
– На самом деле, никакой эпопеи не было. Это случилось в сложный период летом, когда строились новые подходы к управлению страной. Я был против таких подходов.
Когда Владимир Зеленский строил систему, при которой вся власть концентрируется у президента, я ему говорил, что это не только опасно для него, а очень опасно для страны, потому что делает ее слабее.
Я видел другой подход к формированию Верховной Рады. Когда прошли выборы и я понял, что уже есть монобильшинство, то был против того, чтобы это монобильшинство воспринимали как стадо баранов.
Хотя качество парламента и неадекватно, но все равно это парламентско-президентская республика. Поэтому такое ручное управление Администрацией президента я не воспринимал.
Я верю в государственные учреждения. Как только ты начинаешь пренебрегать государственными институтами, ты должен быть на рынке, а не в кресле президента.
У меня есть подход к формированию Кабинета министров. К сожалению, формирование такого слабого Кабмина, что было сделано в сентябре, я тоже не мог воспринимать, потому что видел серьезные риски в этом. Я предупреждал президента, что все ошибки Кабинета министров, все ошибки Верховной Рады станут его ошибками.
Именно из-за этой концентрации власти я принял решение уйти.
– Вы видели, что парламент пытаются превратить в "стадо баранов". Это понимали?
– Когда вы так относитесь к фракции, тогда не обижайтесь, когда через некоторое время она начнет распадаться, ничего не будет голосовать. Потому что в конце концов депутаты начинают создавать собственную субъектность.
– Сустя год фракция "Слуга народа" начала отстаивать свою самостоятельность?
– Вы же видите, что это происходит сейчас. И это только начало процесса.
– Будет конфликт между парламентом и Офисом?
– Конечно. Он возникнет, и, думаю, это закончится досрочными парламентскими выборами. Хотя бы потому, что это не стадо баранов.
– Помните, что недавно говорил президент во время пресс-конференции? "Пока парламент голосует за нужные законопроекты, я их не распускаю".
– Президент таким образом искусственно преувеличил свою субъектность.
В чем огромные риски для президента? Он каждый раз увеличивает ожидания от себя.
В Украине было много примеров, когда хочешь разогнать, а не можешь. Но ты сказал "А", а "Б" – не можешь. С этого начинается лавинообразное падение субъектности. На глазах. Она будет просто заваливаться.
И это будет тем самым моментом – когда "нишмагла".
– Нужно ли украинцам ожидать дефолта?
– Не надо его ожидать. Дефолт – это банкротство страны, каждого украинца. Ничего хорошего это не приносит. И те, кто сейчас к этому толкают, хотят достичь хаоса в стране и воспользоваться этим хаосом.
Поэтому давайте будем ожидать не дефолта, а возвращения к росту экономики, к тому, что в Украину начнут приходить инвестиции и создаваться рабочие места.
– Есть ли угроза дефолта?
– Угроза есть.
– Большая?
– Думаю, что нет. Из-за того, что, мне кажется, и у президента, и у премьера уже есть понимание, что дефолт очень опасен для власти на этом этапе. Они не допустят.
Потому что дефолт – это банкротство, а банкротам денег не дают. Сейчас экономика падает. Единственный источник финансирования – это заимствования. Это то, чего хотелось бы избежать, но в этой ситуации других вариантов просто нет.
Президент это очень хорошо понимает, потому что альтернативы нет.
– Далее: "Дайте хороший действенный совет, куда инвестировать 5 тысяч долларов, чтобы нормально заработать?"
– Если бы я дал такой совет в Соединенных Штатах, меня бы сразу арестовали. Людей, которые не имеют образования в финансах, не понимают рисков, очень просто толкнуть к каким-то решениям, они могут просто потерять свои деньги.
Поэтому я к этому отношусь абсолютно ответственно. И точно в эфире об этом говорить не буду.
Единственное, что бы я сейчас посоветовал – я рад, что у людей есть эти деньги. Но я бы немного подождал и просто посмотрел бы на негативный сценарий. Потому что если случится вторая волна коронавируса, возможно, этому человеку, который задает вопросы, эти деньги могут понадобиться.
– Оставить "подушку"?
– Да, я думаю, что это важно.
Если есть полная вера во власть, в правительство, что оно справится и будет помогать, тогда сейчас можно рассматривать возможность инвестирования. Но я бы не спешил.