Найти тему
Герои и битвы

"Бросились, рыча наподобие зверей": византийцы о росах, воинах князя Святослава

Оглавление

Скифы, тавроскифы, росы - так византийцы называли воинов знаменитого русского князя Святослава Игоривеча. Лучшим византийским войскам пришлось столкнуться с росами Святослава в Болгарии в 970-971 гг. Византийцы писали, что "этот народ безрассуден, храбр, воинствен и могуч, что совершает нападения на все соседние племена". Произошли сражения которые греки сравнивали с эпосом о Троянской войне и предполагали, что голубоглазый Ахилл, всегда дравшийся пешим, был по происхождению скиф.

Византийский историк Лев Диакон оставил подробные описания битв и геройских подвигов ее участников (естественно в основном византийцев). В этой статье мы обратимся к описанию росов-скифов на поле боя

1. Росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые ...

Битва у Преславы. При виде наступления византийской армии, воины Святослава "поспешно схватились за оружие, покрыли плечи щитами (щиты у них прочны и для большей безопасности достигают ног), выстроились в грозный боевой порядок, выступили на ровное поле перед городом и, рыча наподобие зверей, испуская странные, непонятные возгласы, бросились на ромеев ... однако ни та, ни другая сторона не могла взять верх. Тогда государь приказывает "бессмертным" (гвардия императора полностью закованные в доспехи конные воины - Авт.) стремительно напасть на левое крыло скифов; "бессмертные", выставив вперед копья и сильно пришпорив коней, бросились на врагов. Скифы всегда сражаются в пешем строю; они не привыкли воевать на конях и не упражняются в этом деле. Поэтому они не выдержали натиска ромейских копий ... " (Лев Диакон, История)

Битва у Доростола. "Тавроскифы плотно сомкнули щиты и копья, придав своим рядам вид стены, и ожидали противника на поле битвы. Император выстроил против них ромеев, расположив одетых в панцири всадников по бокам, а лучников и пращников позади, и, приказав им безостановочно стрелять, повел фалангу в бой. Воины сошлись врукопашную, завязалась яростная битва, и в первых схватках обе стороны долго сражались с одинаковым успехом. Росы, стяжавшие среди соседних народов славу постоянных победителей в боях, считали, что их постигнет ужасное бедствие, если они потерпят постыдное поражение от ромеев, и дрались, напрягая все силы. Ромеев же одолевали стыд и злоба, что они, побеждавшие оружием и мужеством всех противников, отступят как неопытные в битвах новички и потеряют в короткое время свою великую славу, потерпев поражение от народа, сражающегося в пешем строю и вовсе не умеющего ездить верхом ... оба войска сражались с непревзойденной храбростью; росы, которыми руководило их врожденное зверство и бешенство, в яростном порыве устремлялись, ревя как одержимые, на ромеев, а ромеи наступали, используя свой опыт и военное искусство.

Много воинов пало с обеих сторон, бой шел с переменным успехом ... Но когда светило стало клониться к западу, император бросил на скифов всю конницу во весь опор ... Они устремились с необыкновенной силой ... Скифы, не выдержав такого натиска, обратились в бегство и были оттеснены за стены" (Лев Диакон, История)

Можно увидеть, что на византийцев в первую очередь произвели впечатление длинные щиты росов и умение с их помощью построить свои боевые порядки в виде непроницаемой стены и конечно же "зверские" крики и "одержимость" в сражении :)))

2. Был между скифами Икмор, храбрый муж гигантского роста ...

-2

Византийцы также отметили, что росы-скифы были неустойчивы в бою если теряли своего предводителя (приведем два примера), но при этом предпочитали гибель в бою сдаче в плен и позору проигравших:

Гибель Сфенкела (тут можно заметить, что среди воинов Святослава многие носили скандинавские имена, но какой процент этих воинов был в его войске неизвестно): "На следующий день тавроскифы вышли из города и построились на равнине, защищенные кольчугами и доходившими до самых ног щитами. Вышли из лагеря и ромеи, также надежно прикрытые доспехами. Обе стороны храбро сражались, попеременно тесня друг друга, и было неясно, кто победит. Но вот один из воинов, вырвавшись из фаланги ромеев, сразил Сфенкела, (почитавшегося у тавроскифов третьим после Сфендослава (т.е. Святослава - Авт.), доблестного, огромного ростом мужа, отважно сражавшегося в этом бою. Пораженные его гибелью, тавроскифы стали шаг за шагом отступать с равнины, устремляясь к городу. Тогда и Феодор, прозванный Лалаконом, муж непобедимый, устрашающий отвагой и телесной мощью, убил железной булавой множество врагов. Сила его руки была так велика, что удар булавы расплющивал не только шлем, но и покрытую шлемом голову ...

Был между скифами Икмор, храбрый муж гигантского роста, первый после Сфендослава предводитель войска, которого скифы почитали по достоинству вторым среди них. Окруженный отрядом приближенных к нему воинов, он яростно устремился против ромеев и поразил многих из них. Увидев это, один из телохранителей императора, сын архига критян Анемас, воспламенился доблестью духа, вытащил висевший у него на боку меч, проскакал на коне в разные стороны и, пришпорив его, бросился на Икмора, настиг его и ударил мечом в шею - голова скифа, отрубленная вместе с правой рукой, скатилась на землю. Как только Икмор погиб, скифы подняли крик, смешанный со стоном, а ромеи устремились на них. Скифы не выдержали натиска противника; сильно удрученные гибелью своего предводителя, они забросили щиты за спины и стали отступать к городу ... (Лев Диакон, История)

Однако, одно или два отступления для росов не было поражением и не ломало их воинского духа. Византийцы были поражены стремлением "скифов" умереть на поле боя.

Они писали о росах: "они вплоть до нынешних времен никогда не сдаются врагам даже побежденные, - когда нет уже надежды на спасение, они пронзают себе мечами внутренности и таким образом сами себя убивают ... убитые в сражении неприятелем, считают они, становятся после смерти и отлучения души от тела рабами его в подземном мире. Страшась такого служения, гнушаясь служить своим убийцам, они сами причиняют себе смерть".

По словам Льва Диакона Святослав Игоревич сказал воинам: "Не пристало нам возвращаться на родину, спасаясь бегством; мы должны либо победить и остаться в живых, либо умереть со славой, совершив подвиги, достойные доблестных мужей!"

-3

Читайте: Fightmaster: поединки между главами школ боевых искусств в средневековой Европе и их оружие

Читайте: "Бог дал ему бесстрашие": как крестьянин-силач Суета в одиночку сдерживал полк наемников

Пожалуйста, подписывайтесь на канал и ставьте понравилось!

Это очень поможет развитию канала