Найти в Дзене
ПРОЕКЦИЯ

Кто собирает архив пандемии?

Повседневная жизнь с появлением Covid19 подверглась своеобразной ревизии. В сети создаются фотоархивы, в которые профессиональные фотографы и любители включают снимки периода пандемии. Стремление накапливать свидетельства обусловлено не только необходимостью запоминать и сохранять, оно имеет и более сложные объяснения.

То, как человечество существовало до Covid19, все эти фотографии из отпуска и с вечеринок формируют архив докоронавирусной эпохи. Сейчас кажется удивительным, что каждый мог свободно перемещаться, браться за поручни, без страха находиться среди большого числа людей. Возможность сесть на самолет или в поезд, отправиться в поездку без маски и санитайзеров кажется роскошью.Эти события являются не просто отметками, но тотальными «сбоями» нашей реальности. Регистрация этих сбоев связана с невозможностью сейчас осознать их масштаб и последствия. Архивация означает желание помнить о них.

Историк Пьер Нора писал, что всеобщая архивация — следствие того, что мы не знаем, что именно нужно будет вспомнить. Такое явление ведет к запрету разрушать, «не дифференцированному расширению материального поля, гипертрофированному раздуванию функции памяти, связанному с чувством ее утраты».

Онлайн-архив британского журнала фотографии Then There Was Us, созданный в начале пандемии собирает ее свидетельства по всему миру. В нем вместе с фотографиями пустых улиц и площадей, людей, идущих в черных масках и снятой тарелкой с завтраком, появляются фотографии, которые говорят о восстановлении порядка. Молодая пара заходит в магазин одежды, парикмахер делает стрижку немолодой женщине. Вместе с этим — снимки, на которых есть растерянность, чьи-то тени на стене, следы социальной катастрофы, выглядят фоном.

Фотографы, занимающиеся пандемией, находят новые темы и ракурсы в границах своих домов и квартир. Как много теперь внимания камеры получила бытовая тематика. Все это необходимо запомнить, чтобы потом, когда будем там, после, когда закончится, остановится, разглядывать. Событие под названием «пандемия» проникло в нашу жизнь и теперь ее, искаженную, мы должны зафиксировать, символически «захватить», получить над ней контроль. Происходит встреча с тревогой, травмой, страхом смерти через фотографию и фотографирование.

Еще один архив пополняется ежедневно в Instagram. Международный центр фотографии объявил о создании виртуального фотоархива, cнимки загружаются с хэштегом icpconcerned.

Пожилые люди в масках, дети, защищенные от мира стеклом окна или дверей. Одинокий мужчина, задумчивая женщина. Кто-то принимает ванну, подросток сидит на пустом пляже. Эти снимки точно такие же, как и были до этого. Зритель видит напуганных или скучающих людей, истории которых ему неизвестны. Все уже случилось, все происходит ежедневно и прямо сейчас, а эти фотографии — то, что остается вовне, на диаметре, где-то вблизи.

Фотоархив создается для того, чтобы классифицировать события, зарегистрировать их восприятие. Зритель видит, что эпидемия обретает знаки. Маски, перчатки, защитные костюмы, запрещающие знаки и красно-белые ленты на улицах. То, что говорит о возможном присутствии «неприятеля», определено, пространство маркировано, мы «знаем его». Эти фотографии — разметка внутри опустевшей планеты, медленно возвращающейся к прежнему состоянию. Пространство, из которого люди были изгнаны страхом перед Covid19. На снимках тех городских пейзажей, где нет нас, вероятно есть «он».

Фотография, исследующая мир, охваченный пандемией, фиксирует жизнь в оцепенении. Covid19 стихийно распространяется по планете, воплощая катастрофу. Болезнь, о которой человечество знает еще очень мало, создала условия, в которых наше передвижение и социальные контакты поставлены под контроль государства, ограничены. Помимо опустошения пандемия принесла новое понимание границ и ответственности в коммуникации, которое выражает фотография. Социальное взаимодействие приостановлено, продуктовые магазины открыты. Как теперь себя идентифицировать?

Месяц назад зритель видел закрытые магазины и неработающие рестораны, границы, которые нельзя пересечь: одно и то же сообщение, вылетающее из тысячи камер. Спустя время — те же городские пейзажи, но с присутствием того, что было из них «вынуто».

Фотоархивы о пандемии отражают хронологию нашего погружения в себя. Сначала авторы фиксируют пустоту, затем — возвращение социальных контактов, прогулок, возможность приближения. Зритель видит человека в маске, «нейтрализованного» вирусом, на новых снимках герои обретают социальные функции. Наблюдающий за трансформацией может увидеть отражение искаженного страхом желания восстановить прежний порядок.Архив — это гигантская новостная лента с пометкой «молния», которая рассказывает о том, что осталось за кадром.

Текст: Анна Гилёва

Редактор: Лиза Александрова

Если вам понравился материал, вы можете поставить "лайк", чтобы чаще видеть материалы Проекции у себя в ленте.

Подписывайтесь на наши каналы в Яндекс.Дзен, Телеграм и становитесь читателем сайта Проекция.

Или задайте любой вопрос в наш Телеграм-чат для обратной связи.