Две легенды о происхождении названий эстонского города Маарду и деревни Каллавере.
Береговая семья
В IX–XI веках корабли викингов свободно пересекали Балтику. Они господствовали по всему побережью Балтийского моря, называемого поэтому ещё и «морем викингов». Легенда гласит, что, высаживаясь на северо-восточном его побережье, они не совершали набегов. Здесь викинги отдыхали или пережидали непогоду, считая местных жителей своей береговой семьей – Kallas veri.
От Kallas veri один шаг до Kallavere. Возможно, именно так появилось на карте Эстонии это название, означающее «береговая семья», «береговые родственники».
Или, может быть, «береговая кровь»? Ведь veri по-эстонски означает ещё и «кровь». Человеку в древности свойственно было одушевлять природу. И возможно, первые поселившиеся здесь люди считали свой берег живым, а себя – его неотъемлемой частью, кровью?
Впрочем, это предположения. Доподлинно же известно, что деревня Каллавере была основана шведами – отсюда её современное пояснение Rootsi küla (Шведская деревня). Первое упоминание о поселении с названием Каллавере встречается в датской поземельной книге и относится к 1241 году. Летопись свидетельствует, что эти места были весьма популярны у скандинавов, благодаря богатой рыбалке. Шведы владели этой территорией вплоть до 1704 года, пока войска Петра I не разбили шведского короля Карла ХII.
С тех пор в Эстонии сменилось много правителей, а деревня Каллавере существует и поныне (правда, в ней осталось всего немногим больше ста жителей). В 50-е годы прошлого века рядом с деревней построили посёлок городского типа, который почему-то назвали тем же именем. В 1980-м новый Каллавере вошёл в состав соседнего посёлка Маарду, который с этого момента стал именоваться городом. И началась путаница:
– Где ты живёшь?
– В Каллавере.
– Так ты из Маарду?
– Нет, я из другой Каллавере.
Жителям исторической деревни всегда очень не нравилась эта чехарда. Но самое интересное, что и многие маардусцы хотели бы считаться каллаверчанами. Несколько лет назад в городе шла горячая дискуссия о переименовании Маарду.
Место, где бог смерти выходит на поверхность
У названия Маарду, разумеется, тоже есть своя этимология. И в истории его возникновения наука опять же причудливо переплетается с вымыслом и легендой.
Земная кора в этих местах имеет разломы. Учёные называют подобные участки геопатогенными зонами. Исследователи паранормальных явлений утверждают, что посредством именно таких трещин происходит обмен энергией между космосом и Земным шаром.
Так это или иначе, но местные жители с древних времён наблюдали в здешних полях необъяснимые явления – миражи, свечения, какие-то странные объекты наподобие УФО. Впрочем, это значительно позже исследователи стали называть такие явления «уфологическими». Древние эстонцы говорили, что это бог смерти Маарда выходит на поверхность и морочит людей. Не исключено, что от имени этого страшного бога и произошло название поселения, поместья Maardu mõis, а впоследствии и города.
Возможно, жители современного Маарду просто не хотят вызывать таких ассоциаций, а возможно, им нравятся именно сложность и многозначность названия Каллавере. Ведь, согласитесь, выражение «кровь берега», подобно, к примеру, такой общеизвестной метафоре, как «соль земли», тоже несёт в себе глубокий философский смысл.
… Этим фрагментом начинался мой документальный фильм о городе Маарду, снятый в 2002 году и сейчас, наверное, уже утраченный, поскольку был записан на древние кассеты VHS. За два десятилетия многое в Эстонии изменилось неузнаваемо. Но споры о названии города, как это ни удивительно, не утихают.
Лично я против любых переименований. Пусть всё остаётся так, как исторически сложилось. И пусть оба поселения остаются самостоятельными, самобытными и уникальными. И древняя деревня Каллавере. И молодой город Маарду, который, кстати, отмечает в этом году юбилей – 40 лет с момента предоставления ему статуса города. С чем я искренне и поздравляю всех своих земляков!
Вероника Маанди
P. S. Очень интересная история вперемешку с легендами сложилась вокруг не такой древней, как Каллавере, но и не такой молодой, как Маарду, а главное — бесподобно красивой эстонской мызы, расположенной недалеко от Таллинна и получившей известность, как Замок Фалль.