Когда мне исполнилось 10 лет, меня приняли в пионеры. После предваряющей это событие подготовки, в ходе которой будущим пионерам много рассказывали о пионерах-героях, и моя душа возжаждала героического.
Я стала мечтать о том, как загорится школа, и я с риском для жизни спасу школьное пионерское знамя.
И ещё воспитывала волю: на случай, если придётся выдерживать пытки, взращивала в себе мужество и стойкость: сама брала талоны к стоматологу, чтобы мне выдрали мои боковые молочные зубы (рвали без обезболивания). В глазах плавали цветные круги, но это было то, что надо.
А всего 2 года спустя всё круто изменилось: героические идеи ушли, как младенческие сны, и совсем другие мечты заклубились в моей голове.
Вдохновила меня девочка Таня, с которой мы состояли в одном отряде в пионерлагере. Таня была старше меня и приехала в пионерлагерь с чемоданом, битком набитым нарядами, сшитыми своими руками. И наряды у неё были весьма незаурядными.
Что бы ни говорили современные теоретики о естественной красоте советских девушек, ничем не приукрашенной и незамутнённой, но и мы, советские девушки, как и во все времена, тоже старались в грязь лицом не ударить и красоту свою скрывать были не склонны: и с подкрашенными ресницами в школу ходили, и с начёсом величиной в полголовы, и за экстремальное мини получали от учителей по полной программе...
Но это всё было позже, а на данном этапе, в двенадцать лет, я взялась за эту проблему фундаментально: пошла учиться кройке и шитью во Дворец пионеров.
Плодами этого обучения, политого слезами, я стала пользоваться через год после его начала... Эксклюзивные платья, блузки, сарафаны и пр. стали предметом восхищения подруг и одноклассниц и моей гордостью.
Из какого мусора вырастали эти предметы моей гордости - это отдельная история: из каких-то залежалых маминых отрезов ткани - это было ещё не самое интересное!
В ход пошло и мамино давно получившее отставку пальто из габардина - его я перелицевала и соорудила из него себе моднейшую клешёную мини-юбку, в которой красовалась в школе в старших классах; из её же шёлкового плаща я сшила себе эксклюзивную блузку по выкройке из журнала мод...
Но настоящим "золотым фондом" был обтирочный материал с завода, где работала мама: из тончайшего белого батиста, предназначенного для ухода за деталями спутников и ракет, получались дивные нарядные белые блузки, из полосатого трикотажа - футболки.
И много ещё чего интересного перепадало с этого завода для моего гардероба... Я очень гордилась тем, что была владелицей уникальных нарядов, доставшихся мне практически бесплатно (что было совсем нелишним в нашей трёхдетной семье), но то, что я услышала от мамы о дочке её приятельницы, мою гордость значительно поубавило...
Эта девчонка удивила даже такую изворотливую портниху, как я! Её и двух её сестёр мать растила одна, без отца... Мама как-то отнесла в дар своей приятельнице, матери этой девочки, ведро ягод с дачи. Сверху ведро было завязано куском синтетической ткани с люрексом.
Лоскут этот пообещали отдать, но процесс несколько затянулся, а через две недели девчонка уже щеголяла в нарядной блузке из этой тряпки. До сих пор с уважением вспоминаю об этой мастерице!
Были ещё магазины мерного лоскута, где за копейки можно было купить очень интересные, редко встречающиеся в магазинах ткани.
Покупали ткани и в магазинах, но там достойными внимания были только дорогие ткани - шерстяные и шёлковые. Материалы из разряда эконом-класса были очень незатейливымии и скучными.
Ещё одна супернаходчивая мастерица впечаталась в мою память... Моя соседка в малосемейке, инвалид с одной ногой... Время от времени она получала бесплатный протез ноги (а он у неё был большой, выше колена).
Протез был упакован в чехол, связанный из тонкой шерстяной пряжи. Этот чехол служил бонусом к протезу - он распускался целиком, и из него соседка вязала себе чудные, тонкой работы джемпера.
Может возникнуть вопрос - зачем нам всё это было надо? - А затем, чтобы не выглядеть вот так:
А мы хотели вот так:
А уж как получалось, так получалось...
У молодых читателей может возникнуть ещё один вопрос: почему мы не покупали в магазинах то, что нам нравилось? У людей поколения, чья молодость прошла в СССР, я думаю, не будет таких "непоняток"...
Советская швейная промышленность была плановой, стихийности и легкомыслия не допускала, и женская привлекательность не была у неё в приоритете. Одежда, сшитая в СССР, была предназначена прикрыть наготу и обогреть, и не более того.
То, что вызывало у нас восхищение и желание надеть на себя, привозилось из-за границы (из капстран) и не редкими туристами (у них не хватало на это валюты), а высокопоставленными партийными чиновниками.
Более распространенный, но тоже большинству из нас недоступный путь - барахолка, где такие вещи продавались по заоблачным ценам.
Льготами в снабжении всем, что было в дефиците, пользовались и работники торговли, но уж если что-то мало-мальски приличное и появлялось в торговле, то сразу все, для кого дефицит был в зоне доступа, наряжались, как сёстры-близнецы.
Вот и приходилось выкручиваться.. Кто как может.