В 995 году верховным норвежским конунгом стал воинственный и бесстрашный ярл Олаф Трюггвасон. За пять лет своего жёсткого правления он нажил себе много врагов на родине и сделался крайне опасным для своих соседей. Одним из главных соперников норвежского правителя был датский король Свен I Вилобородый (Харальдсон).
Этот монарх мечтал возродить недавнее величие своей родины, под властью которой совсем недавно была Норвегия. Для того чтобы нейтрализовать Трюггвасона и вернуть Норвегию, Свен Вилобородый вступил в союз со шведским правителем Олавом Шётконунгом. Вскоре к ним примкнул самый могущественный норвежский ярл Эйрик Хаконссон.
Союзники решили выждать удобного момента, чтобы неожиданно напасть на могущественного Трюггвасона, застав его врасплох. Скоро такой случай им представился. Узнав, что норвежский ярл возвращается из Польши по морю с малым отрядом, союзный флот 9 сентября 1000 года атаковал Олаф Трюггвасона в проливе Эресунн близ острова Свольдер (Свёльд).
Современные историки считают, что под этим средневековым названием в скандинавских сагах упомянут нынешний германский остров Рюген. Именно на этом острове находилась ставка легендарного ярла Рюрика – родоначальника династии русских князей и царей. В качестве альтернативной версии места сражения называются воды бухты Шлей на балтийском побережье Германии.
Отправляясь в Польшу, Олаф Трюггвасон повёл с собой флотилию из 60 судов. На обратном пути по совету одного из своих военачальников, оказавшегося тайным союзником Свена Вилобородого, норвежский ярл отправил часть своего флота вперёд. Оставшееся у него число судов практически единодушно оценивается в разных источниках в 11 драккаров.
В свою очередь Свен I и Олав Шетконунг (по различным оценкам) сообща имели от 70 до 82 кораблей. Одд Сноррасон – исландский бенедиктинский монах, которому приписывается авторство латинской версии «Саги об Олафе Трюггвасоне», определяет число союзных кораблей завышенной и максимальной цифрой – 139 драккаров.
В Х веке основными боевыми судами норманнов (викингов) были драккары – беспалубные весельно-парусные ладьи. Длина их варьировала от 20 до 35 метров, а ширина составляла около 4-5 метров. Носовые штевни этих судов украшали головы драконов или хищных зверей, а кормовые – их хвосты.
В средней части корпуса драккара устанавливалась съемная мачта высотой 10-15 метров с большим прямоугольным парусом. Её ткали из шерсти и выкрашенным разноцветными полосами. В штиль драккары ходили на 30-40 вёслах (15-20 с каждого борта). Чаще всего экипаж судна состоял из 40-60 воинов, которые во время плавания исполняли роль гребцов.
Для защиты гребцов от неприятельских стрел и камней во время сражения скандинавы размещали на планшире круглые большие деревянные щиты, украшенные гербами. Щиты устанавливали так, чтобы они перекрывали друг друга (число их обычно соответствовало числу гребцов на данном борту).
Подробное описание тактики ведения морских сражений викингов даёт отечественный историк Роман Викторович Светлов: «Если с каждой стороны участвовало более чем по одному кораблю, то команды связывали собственные суда канатами и скрепляли их крючьями борт к борту в сплошную линию, обращенную носовыми оконечностями к противнику. После этого флоты сближались, начиная с дистанции прямого выстрела обстрел из луков, а при дальнейшем сближении метали копья и дротики.
Когда расстояние между кораблями противников сокращалось до минимума, моряки метали якоря-кошки и цеплялись за чужой борт баграми, скрепляя корабли для абордажа… Часть команды, вооруженная рубящим, колющим и ударным оружием, перепрыгивала на палубу противника, где и разворачивалась основная схватка. Бой на корабле практически ничем не отличался от обычного пешего боя на суше. Он распадался на серию поединков… Конечной целью атаки было уничтожение или пленение членов команды и захват корабля».
Передовые корабли Олафа Трюггвасона издали заметили вражеские суда, поскольку на море был штиль, а солнце светило ярко. Норвежскому ярлу его приближенные настойчиво советовали не ввязываться в бой по причине малочисленности. Однако отважный предводитель норвежцев заявил, что лучше пасть в неравной битве, нежели постыдно уклониться от неё.
Непосредственно перед столкновением каждая из сторон выстроила свои суда в одну линию, связав их между собой канатами. Таким образом, получились две гигантские плавучие платформы. После традиционной перестрелки лучников, копейщиков и метателей дротиков нормандские эскадры со страшным треском и грохотом вошли в соприкосновение.
Сразу же завязалась жесточайшая битва. Датские, шведские и норвежские викинги с яростными криками бросились истреблять друг друга. Поле боя быстро превратилось в одну беспорядочную абордажную схватку. Несмотря на численное меньшинство, свирепые воины Трюггвасона стали брать вверх за счёт своего индивидуального боевого мастерства и личной отваги.
В критический момент боя, когда норвежцы могли перехватить инициативу и перейти в контратаку, в дело вступил шведский ярл Эйрик Хаконссон. На протяжении всей битвы он осторожно и выжидающе держась в стороне от эпицентра побоища.
Вмешательство Эйрика не позволило Трюггвасону переломить исход побоища в свою пользу. Норвежцев стали повсеместно теснить на всех участках битвы. В ходе дальнейшей схватки датчане и шведы одолели неуступчивого противника. Постепенно воины Свена и Олава Шведского захватили все боевые суда норвежцев.
Сам Олаф Трюггвасон с уцелевшими воинами до конца бился на своём флагмане – мощном драккаре «Великий Змей». Чтобы не оказаться в позорном плену, предводитель норвежцев в доспехах и с оружием в руках прыгнул за борт. Сражение завершилось лишь тогда, когда пал последний норвежский воин.
Все корабли Олафа Трюггвасона достались его врагам. О потерях сторон достоверных сведений не сохранилось. Поскольку экипаж драккара составлял 40-60 человек, то общий урон норвежцев мог колебаться в пределах от 440 до 660 человек убитыми. В плен попало лишь несколько тяжелораненых норвежцев, потерявших сознание. Шведы и датчане также понесли ощутимые потери – от нескольких сотен человек до тысячи, а возможно и более.
После этой победы в морской битве, названной сражением «Трёх королей», Свен I Вилобородый восстановил власть над большей частью Норвегии. Осознав, какую впечатляющую силу представляет мобильный и мощный боевой флот, датский конунг год за годом наращивал свои морские силы.
Благодаря своим династическим связям и бракам своих ближайших родственников Свен Вилобородый обрёл статус могущественного правителя. В первой декаде ХI века он сделался одним из самых влиятельных монархов на акватории западной части Балтийского и всего Северного моря.
Все изображения, использованные в данной публикации, взяты из открытых источников яндекс картинки https://yandex.ru/images/ и принадлежат их авторам. Все ссылки, выделенные синим курсивом, кликабельны.
Всем, кто полностью прочитал публикацию, большое спасибо! Отдельная благодарность всем, кто оценил материал, изложенный автором! Если Вы хотите высказать свою точку зрения, дополнить или опровергнуть представленную информацию, воспользуйтесь комментариями. Автор также выражает искреннюю признательность всем, кто своими дополнениями, комментариями, информативными сообщениями, конструктивными уточнениями, замечаниями и поправками способствует улучшению качества и исторической достоверности публикаций.
Если Вам понравилась публикация, и Вы интересуетесь данной тематикой, а также увлекаетесь всем, что связано с военной историей, то подписывайтесь на мой канал! Всем удачи, здоровья и отличного настроения!
ДЛЯ ПРОСМОТРА ПЕРЕЧНЯ ВСЕХ ПУБЛИКАЦИЙ КАНАЛА И БЫСТРОГО ПОИСКА ИНТЕРЕСУЮЩЕЙ ВАС ИНФОРМАЦИИ УДОБНЕЕ ВСЕГО ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ПУТЕВОДИТЕЛЕМ-НАВИГАТОРОМ (ПРОСТО НАЖМИТЕ НА ЭТУ ССЫЛКУ)