Найти тему
Islam News

Коран об иноверцах

Ислам – религия, фундированная уважением к инаковым, принимающая их существование, дающая гарантии безопасной и достойной жизни. Ислам признаёт за представителями иных конфессий свободу религиозных убеждений, оберегает их имущество, семью и право на труд; более того, ислам предписывает использовать благое красноречие не только в общении с мусульманами, но и со всеми людьми. Всевышний сказал:

وَقُولُوا لِلنَّاسِ حُسْنًا

– «…и говорите людям прекрасное»[1].

Также ислам даровал всем людям свободу выбора религии и свободу поклонения, Всевышний сказал:

لَا إِكْرَاهَ فِي الدِّينِ

– «Нет принуждения в религии»[2].

Ислам заповедал милосердие к окружающим, даже если они отличаются от нас вероисповеданием, Пророк & сказал:

الرَّاحِمُونَ يَرْحَمُهُمُ الرَّحْمَنُ ارْحَمُوا مَنْ فِي الاَرْضِ يَرْحَمْكُمْ مَنْ فِي السَّمَاءِ

– «Милостивых помилует Милостивый. Проявляйте милосердие к тем, кто на земле, – проявит милосердие к вам Тот, Кто в небесах»[3].

Более того, ислам уважает чувства немусульман и заповедует добрососедское отношение к ним, Всевышний говорит:

وَلَا تُجَادِلُوا أَهْلَ الْكِتَابِ إِلَّا بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ

– «Если вступаете в спор с людьми Писания, то ведите его наилучшим образом»[4].

Также ислам запретил порицать всё то, чему они поклоняются помимо Аллаха, что является проявлением почтения к человеку вне зависимости от его убеждений. Нельзя также бранить их религиозные символы и культовые сооружения: кресты, церкви и храмы, Всевышний Аллах говорит:

وَلَا تَسُبُّوا الَّذِينَ يَدْعُونَ مِن دُونِ اللَّهِ فَيَسُبُّوا اللَّهَ عَدْوًا بِغَيْرِ عِلْمٍ ۗ

كَذَٰلِكَ زَيَّنَّا لِكُلِّ أُمَّةٍ عَمَلَهُمْ ثُمَّ إِلَىٰ رَبِّهِم مَّرْجِعُهُمْ فَيُنَبِّئُهُم بِمَا كَانُوا يَعْمَلُونَ

– «Не оскорбляйте тех, к кому они взывают помимо Аллаха, а не то они станут оскорблять Аллаха из вражды и по неведению»[5].

Следует помнить, ислам почтил представителей других религий как при жизни, так и после их смерти. Как передаётся, Джабир сказал: «[Однажды] мимо нас проносили погребальные носилки [с телом умершего], и посланник Аллаха встал из уважения к нему, а мы встали вслед за ним. И мы сказали: “О посланник Аллаха, это погребальные носилки иудея”, на что он ответил: “Если вы видите погребальные носилки – вставайте», в одной из версий этого хадиса говорится: «разве это не человек?»[6].

Наш шариат не запретил нам оказывать любые формы благодеяний немусульманам и относиться к ним со всей справедливостью, до тех пор пока они не станут воевать с нами из-за религии или не станут изгонять нас с наших родных мест. Всевышний сказал:

لاَ يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَارِكُمْ

أَن تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوا إِلَيْهِمْ ۚ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ

– «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми с теми, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Воистину, Аллах любит беспристрастных»[7].

Таким образом, в соответствии с учением ислама мусульмане обязаны хорошо относиться ко всем верующим в мусульманских странах, будь то граждане, резиденты, временно проживающие или туристы. Также ислам разъяснил, что еда людей Писания (иудеев и христиан) дозволена для нас, а наши продукты питания – для них, и нам дозволено употреблять в пищу мясо забитых ими животных, при условии что забой состоялся в соответствии с нормами ислама, даже если нам неизвестно о том, было ли произнесено в процессе забоя имя Аллаха или нет. Всевышний сказал:

الْيَوْمَ أُحِلَّ لَكُمُ الطَّيِّبَاتُ ۖ وَطَعَامُ الَّذِينَ أُوتُوا الْكِتَابَ حِلٌّ لَّكُمْ وَطَعَامُكُمْ حِلٌّ لَّهُمْ ۖ

– «Сегодня вам дозволена благая пища. Еда людей Писания также дозволена вам, а ваша еда дозволена им…»[8].

Пророк & также указал на запрет проливать кровь немусульман, проживающих на земле ислама, сказав:

مَنْ قَتَلَ مُعَاهَدًا لَمْ يَرَحْ رَائِحَةَ الْجَنَّةِ، وَإِنَّ رِيحَهَا لِيُوجَدَ مِنْ مَسِيرَةِ أَرْبَعِينَ عَامًّا

– «Кто убил немусульманина, получившего гарантии безопасности от мусульман, не почувствует даже и благоухания Рая, хотя оно распространяется на расстояние сорока лет»[9].

Более того, нам следует не только хорошо относиться к немусульманам, проживающим в мусульманских странах, но и разделять с ними их радости и горести, вступать с ними в товарно-денежные отношения, оберегать их жизнь, честь и имущество. В действительности, чем больше мусульманин узнаёт об исламе, о его великодушии, справедливости и уважении к человеку, тем лучше он относится к другим – вне зависимости от того, последователь это пророка Мухаммада & или нет. И наоборот, чем меньше человек знает об этой истинной религии, тем неуважительнее и хуже он относится не только к иноверцам, но и к тем, кто одной веры с ним. На самом деле немусульмане живут в мусульманских странах, пользуясь гарантиями безопасности в отношении своих жизней и собственности, свободно занимаются своей повседневной деятельностью без какой-либо дискриминации или дурного отношения. Это побуждает многих из них признать пророческую миссию Мухаммада & – после того как они становятся свидетелями благонравного отношения к ним со стороны правоверных. Недавно я прочёл книгу, рассказывающую о людях, принявших ислам, и, исследовав причины выбора ими этой религии, обнаружил, что в подавляющем большинстве случаев это было вызвано добропорядочностью и дружеским расположением к ним мусульман.

Такова наша религия, уважающая других, признающая их право на существование вкупе с другими неотъемлемыми правами, и таковы наши нравственные качества, обязывающие нас хорошо относиться к людям, даже если они исповедуют иную религию. Таков наш шариат, и какая же это благородная религия.

[1] Сура «аль-Бакара», аят 83.

[2] Сура «аль-Бакара», аят 256.

[3] Хадис передали Абу Дауд и ат-Тирмизи.

[4] Сура «аль-Анкабут», аят 46.

[5] Сура «аль-Ан’ам», аят 108.

[6] Хадис передали аль-Бухари и Муслим.

[7] Сура «аль-Мумтахана», аят 8.

[8] Сура «аль-Маида», аят 5.

[9] Хадис передал аль-Бухари.