Сегодня я хочу рассказать об одной неизвестной модели из раннего семейства минских тракторов. МТЗ-60 сложно было увидеть на полях в советское время, а уж сейчас и подавно, ведь его выпускали преимущественно на экспорт.
По сути, это всё тот же МТЗ-50, ставший легендой, но с более мощным мотором.
Задействовали машину для обработки полей, в строительстве, коммунальных хозяйствах.
Рабочие параметры
В послевоенные годы сельское хозяйство и промышленность остро нуждались в замене тягловой силы и ручного труда на механизированные самоходные орудия. Это стало предпосылкой к разработке универсального пропашного трактора МТЗ-2, который лежит в основе МТЗ-60.
Сама машина, о которой идёт речь, полностью скопирована с «50» серии, за исключением двигателя. В базовой модели минские машиностроители применили слабосильный дизель собственного производства Д-50, а в экспортном варианте предусмотрели СМД-12 «Харьковского машиностроительного завода», выдающий 65 л.с.
Таблица № 1. Технические характеристики
Компоновка
Хотя МТЗ-60 причисляют к «первенцам» «Минского тракторного завода», конструкция аппарата с тех пор не изменилась.
- Машина состоит из полурамы и остова. Последний формируют корпуса сцепления, коробки скоростей и заднего моста.
- Масса двигателя распределена между остовом и полурамой.
- Кабина сдвинута по оси трактора ближе к задней части. Это даёт беспрепятственный доступ для обслуживания дизеля и его ремонта.
На МТЗ-60 установили модный на то время штампованный капот с округлыми формами и металлическую радиаторную решётку с большими вентиляционными отверстиями. Головную оптику закрепили на выносных кронштейнах, прикрученных к полураме, к которой также крепится передний мост.
Двигатель
На экспортный МТЗ-60 установили дизель СМД-12 производства «ХМЗ». Подробных технических характеристик модели найти не удалось. Приведем те, которые есть в открытом доступе.
Дизель запускали дистанционно с помощью электростартера. Для облегчения холодного пуска в его конструкции предусмотрели систему электрофакельного подогрева.
Технические жидкости
Для приведения в движение двигателя используют обычное дизтопливо. В системе питания мотора предусмотрены два фильтра (тонкой и грубой очистки), которые позволяют заливать горючее даже низкого качества.
Для экспортного варианта это было актуально, ведь отправлять его планировали в развивающиеся страны. Ёмкость топливного бака составляла 100 л, что обеспечивало трактору свыше 10 часов работы без дозаправки.
Кроме топлива в агрегаты и узлы аппарата заправляют и другие технические жидкости:
- Масло в топливный насос — 0,2 л.
- Охлаждающая жидкость — 20 л.
- Масло для смазки двигателя — 12 л.
- Рабочая жидкость в агрегатную гидросистему — 20 л.
- В гидроусилитель руля — 6 л.
Электросистема
Штатное электрооборудование представлено стандартным набором компонентов:
- генератор;
- стартер;
- свечи накаливания;
- элементы управления.
Для удобства механизатора трактор оборудовали фарами головного света, очистителями ветрового стекла. Стартер напряжением 12 В, выдавал мощность в 3,3 кВт. Тормозной момент узла составлял 70 Н·м, а холостые обороты — 5000 об/мин.
Гидравлическая система
Трактор оборудовали раздельно-агрегатной гидросистемой. Она нужна для агрегатирования машины с навесными и полунавесными сельхозорудиями.
- Система состоит из шестерёнчатого насоса НШ-32У-3, гидрораспределителя, исполнительных гидравлических механизмов и соединительных магистралей.
- Производительность нагнетателя при давлении рабочей жидкости 16 МПа составляет 68,8 л/мин, что соответствует номинальной мощности в 26,6 кВт.
- Три пары гидровыводов подключены к золотниковому распределительному механизму.
Силовая передача
Трансмиссия машины представлена однодисковой муфтой сцепления, КПП, задним приводным мостом. Принцип работы первой — сухой, постоянно замкнутый.
От муфты вращение передаётся на механическую коробку передач, которая позволяет трактору передвигаться вперёд на 9 скоростях, а назад на 2. Для понижения частоты вращения применили дополнительный вал.
Задний приводной мост оснастили дифференциалом с блокировкой.
- Механизм облегчает совершение манёвров на ограниченном пространстве и увеличивает проходимость на заболоченных участках.
- Блокировку включает механизатор нажатием на соответствующую педаль в кабине.
- Передний мост с управляемыми колёсами сделан в виде балансира с полужёсткой подвеской, что несколько «смягчает» тряску при езде по бездорожью.
Интересно, что переключение скоростей происходит без разрыва крутящего момента. Это благоприятно сказывается на расходе топлива и улучшает проходимость аппарата.
Ходовая и система управления
Задние колеса закреплены на осях с помощью «клеммовидных соединений». Крепёж позволяет бесступенчато регулировать колею. Расстояние между передними колёсами так же можно настроить под текущие нужды, но с шагом 100 мм.
Тормозная система раздельная для правого и левого борта представлена сухими дисками, закреплёнными на валу главной передачи. Привод управляющих колёс — червячный с гидроусилителем.
Габариты
МТЗ-60 нельзя назвать обладателем внушительных размеров. Тесная кабина и компактное расположение узлов позволили сконцентрировать в ограниченном объёме нужное количество лошадиных сил для выполнения стоящих перед «экспортником» задач.
Навесные орудия
Для работы на сельхозугодьях трактор агрегатировали с навесными инструментами.
- Орудия применяли для вспашки земли, бороновании, культивирования.
- Активные механизмы могли сажать, сеять растения или собирать урожай.
- МТЗ-60 задействовали в транспортных работах в тандеме с прицепами и полуприцепами. Совместно с косилками аппарат применяли для заготовки кормов животным.
Исполнения
Следует уточнить, что МТЗ-60 имеет ряд смежных модификаций.
- Базовая модель всех исполнений — это МТЗ-50 с двигателем Д-50.
- Следующая в модельном ряду стоит «52» серия. Основное изменение в конструкции коснулось привода. Аппарат оснастили ведущим передним мостом и раздаточной коробкой. У трактора повысилась проходимость и устойчивость на податливых грунтах.
- МТЗ-62 позаимствовал конструкцию предыдущей модели, но с двигателем СМД-12. Последний аппарат также производили для экспорта.
На основе базовой модели выпускали узконаправленные машины, предназначенные для работы на рисовых или хлопковых полях, а также на участках, расположенных под углом к горизонту.
В зависимости от исполнения, моделям присваивали соответствующую литеру, которую записывали после серии.
Плюсы и минусы
Сейчас уже сложно узнать о преимуществах или недостатках машины у механизаторов, которые её эксплуатируют. Но, из доступных записей, можно выделить положительные стороны модели.
- Хороший запас моторесурса. Производители заложили срок эксплуатации двигателя в пределах 5000 моточасов. Однако, как утверждали пользователи техники, при должном уходе он работал гораздо больше.
- Доступность навесного оборудования.
- Высокая ремонтопригодность. Благодаря унификации на МТЗ-60 подходят узлы и детали с других моделей.
- Неприхотливость в обслуживании.
Наравне с плюсами, среди описаний, владельцами указан ряд недостатков.
- Тесная кабина. В стеснённом пространстве механизатору с комплекцией выше средней было уже тяжело чувствовать себя комфортно.
- Плохая герметизация и шумоизоляция. В кабину проникала пыль при работе на сухих грунтах, а звук работающего двигателя ничем не приглушался.
- Необходимость постоянно регулировать сцепление. Как правило, даже трепетное отношение к этому узлу и точно выверенные настройки, не могли продлить срок службы фрикционного диска больше, чем на сезон.
Цена и аналоги
Сейчас уже трудно сказать, сколько стоит новый трактор. Модель давно снята с производства, а законсервированные остатки со склада распроданы.
Но на вторичном рынке ещё можно найти похожий аппарат с затёртой табличкой на которой выбито «МТЗ-60». Однако, «родных» деталей, а особенно двигателя, там нет. Стоить машина будет от 80 до 200 тыс. руб. в зависимости от состояния. Покупать дешевле ржавый остов не имеет смысла — ремонт и восстановление обойдутся дороже.
По схожим характеристикам можно указать машины «80» серии либо модели ЮМЗ (6АКМ40.2, или 8040.2.) АГРОМАШ (60ТК, 85ТК).
Видео
В заключении резюмируем, что в Союзе к моделям, которые отправляли на экспорт был несколько другой подход в плане изготовления и контроля.
Для МТЗ-60 применяли более прочные материалы, качество сборки было на высоте и лакокрасочное покрытие не облезало после года эксплуатации. Механизаторы, которым повезло работать на этой машине, в один голос заявляли о её превосходстве над аналогами.
🚜 Источник: traktorwork.ru
Ставьте 👍! Обязательно нажимайте «Подписаться»! 💪