Найти тему

Угольный карьер в Петрушино

Вряд ли найдется человек, который ещё не видел (своими глазами или хотя бы в инста-ленте друзей) фантастические пейзажи затопленного карьера в Кондуках Тульской области. Но мало кто знает, что очень похожее место есть и на рязанской земле - в с. Петрушино Скопинского района.

Здесь находится самый последний действующий карьер Моссбаса (Подмосковного угольного бассейна), на котором ведётся добыча бурого угля открытым способом. В карьере трудятся легендарные громадины – шагающие экскаваторы (драглайны), самые мощные и тяжелые из всех экскаваторов, которые рядовому человеку когда-либо доводилось видеть.

Об истории Петрушинского разреза, особенностях угледобычи и других технических деталях можно подробнее узнать вот в этих статьях, которые мне удалось нарыть на просторах интернета:

Говорят, что запасы угля в Петрушинском разрезе подходят к концу и через пару-тройку лет и этот последний действующий карьер уйдет в историю, поэтому, если вам интересно посмотреть на драглайны в действии, лучше поторопиться.

Ну а если вас, как и меня, в первую очередь интересуют необычные пейзажи, то предлагаю для начала посмотреть несколько фото из моей поездки 😊

Доехать до Петрушино из Рязани можно двумя путями: через Михайлов (120 км) или через Скопин (140 км). Дорога через Михайлов короче, но несколько хуже. Хотя, откровенно говоря, скопинское направление - тоже не фонтан. После поворота с трассы на с. Петрушино в сам населенный пункт не въезжаем, а берем немного правее и едем непосредственно к карьеру.

Схема подъезда к карьеру от въезда в с. Петрушино
Схема подъезда к карьеру от въезда в с. Петрушино

Несмотря на то, что карьер действующий, никаких проблем с доступом к нему нет. Экскаваторы трудятся на дальнем от дороги участке карьера, а вот ближний – уже выработанный, полностью доступен для осмотра всем желающим.

Мы первым делом решили доехать до самого экскаватора, который было видно еще на подъезде к карьеру. Дорога здесь не очень приятная. При путешествии на невысоком авто местами приходится проявлять все мастерство вождения, чтобы не сесть на пузо.

Подъезд к драглайнам
Подъезд к драглайнам

По легенде здесь трудятся три шагающих экскаватора, но мы застали только один. И он действительно поразил нас своими размерами. Пасмурная погода и полное отсутствие людей вокруг добавили атмосферы постапокалипсиса, и стало казаться, что драглайн – последний на планете механический динозавр, монотонно пересыпающий с места на место тонны земли.

-4

Из оцепенения нас вывела стайка собак, которая ревностно охраняла «динозавра» и не дала подойти ближе. Собаки оказались небольшими, но спорить мы с ними не стали и поехали обратно, чтобы побродить по уже не представляющим для экскаватора интереса земляным отвалам.

-5

Зрелище, которое открывается, если пройти немного в сторону затопленного карьера, действительно напоминает марсианские пейзажи. Земляные горы все изрыты глубокими трещинами, которые будто бы оставили после себя то ли селевые потоки то ли беспощадно палящее солнце.

-6

о тут, то там на поверхности земляных отвалов снова начинает появляться жизнь. Пробиваются сквозь толщи земли мох и трава, но упорнее всех растут березки, которые смотрятся здесь, на черных холмах, телепортировавшимися из какой-то другой вселенной.

-7

То и дело возникает ощущение, что гуляешь по поверхности вулкана, который давно спит, но все же в любой момент может проснуться.

-8
-9
-10

К сожалению, погода внесла свои коррективы и пройти вдоль всего карьерного «озера» нам не довелось. Осталось ощущение незаконченного дела, ведь всегда кажется, что вот как раз там, за тем поворотом, до которого не успел дойти, прячется все самое интересное. Зато будет повод вернуться и посмотреть, какое впечатление петрушинский угольный разрез оставит в приветливую солнечную погоду.

PS. Подъезд к «озеру» есть и с противоположной стороны, но после дождя (или вследствие разлива?) проехать там на легковушке не представляется возможным, проселочная дорога сильно затоплена. Но есть предположение, что именно с этого берега открываются самые удачные ракурсы для обзора карьерных гор со стороны.