Найти тему
Исторический музей

Самые красивые экспонаты с выставки «Фаберже и придворные ювелиры»

Исторический музей продлевает работу выставки «Фаберже и придворные ювелиры», чтобы все желающие смогли насладиться удивительными произведениями ювелирного искусства конца XIX - начала XX века.

В честь этой радостной новости мы подготовили для вас подборку самых красивых вещей, которые вы сможете увидеть на экспозиции.

Брошь с аквамарином. Фирма К. Фаберже. Мастрерская Августа Хольмстрёма. 1908-1917 гг. ГИМ
Брошь с аквамарином. Фирма К. Фаберже. Мастрерская Августа Хольмстрёма. 1908-1917 гг. ГИМ
В переводе с латинского языка название этого камня звучит как «морская вода». В многочисленных мифах и легендах аквамарин считали камнем бога Посейдона и предполагали, что он попал к людям случайно, выпав из сокровищницы русалки. Моряки брали аквамарин с собой, веря, что он защитит их в пути.

Первый расцвет популярности аквамарина связан с эпохой рококо, когда в моду вошли пастельные тона, в особенности розовый и голубой. На рубеже ХIХ–ХХ вв., во времена популярности стиля модерн, украшения с нежно-голубыми уральскими аквамаринами снова стали пользоваться большой популярностью.

Миниатюра с портретом Зинаиды Юсуповой. Фирма К. Фаберже. Художник В. Зуев Мастерская Г. Вигстрёма (рамка). 1907 г. ГИМ
Миниатюра с портретом Зинаиды Юсуповой. Фирма К. Фаберже. Художник В. Зуев Мастерская Г. Вигстрёма (рамка). 1907 г. ГИМ

Миниатюра с портретом Зинаиды Николаевны Юсуповой в золотой рамке с полосой белой эмали обрамлена ландышами с цветами-жемчужинами, их листья покрыты зеленой матовой эмалью. Есть предположение, что оформление этого предмета было разработано Агафоном Фаберже, младшим братом Карла Фаберже, так как в использовании растительных мотивов и изящных линий угадывается стиль модерн, которым увлекался художник.

Шкатулка великого князя Алексея Александровича. Мастерская Ю.А. Раппопорта. 1890-е гг. 1907 г. ГИМ. Серебряная шкатулка декорирована рельефным орнаментом в стиле неорококо со стилизованными волнами, раковинами, дельфинами  и трезубцем, а также восемью фигурными виньетками с гравированными изображениями военных кораблей.
Шкатулка великого князя Алексея Александровича. Мастерская Ю.А. Раппопорта. 1890-е гг. 1907 г. ГИМ. Серебряная шкатулка декорирована рельефным орнаментом в стиле неорококо со стилизованными волнами, раковинами, дельфинами и трезубцем, а также восемью фигурными виньетками с гравированными изображениями военных кораблей.

Шкатулка была создана для Алексея Александровича, четвертого сына Александра II. Алексей Александрович с рождения был зачислен на морской флот, что и определило его дальнейшую судьбу. Подробнее о великом князе вы можете узнать в нашем предыдущем материале.

Каминные часы Н.Н. Одоевского-Маслова. Фирма К. Фаберже. Мастерская Ю.А. Раппопорта. 1901 г. ГИМ
Каминные часы Н.Н. Одоевского-Маслова. Фирма К. Фаберже. Мастерская Ю.А. Раппопорта. 1901 г. ГИМ

Часы в виде малахитовой колонны на круглом ступенчатом постаменте, декорированном малахитовыми пластинами в технике «русской мозаики». Техника очень сложна в исполнении, так как требует огромных сил и терпения, чтобы идеально подогнать друг к другу рисунок малахитовых пластин и создать впечатление единого массива камня. Обычно такие подарки офицеры делали своим командирам, когда те уходили со службы.

Одна из главных особенностей "стиля Фаберже" заключалась в подходе к созданию абсолютно любых изделий. В них должно быть идеально всё: от эскиза до последнего полировочного движения. Заказ в фирме мог сделать любой человек - и мещанин, и император, - но, вне зависимости от социального статуса и стоимости предмета, заказчик всегда получал на руки произведение искусства.

Лампочка для разжигания папирос. Мастерская А. Неваляйнена. 1908-1917 гг. ГИМ. Серебряная лампочка с грушевидным туловом, покрытым коричневой с вкраплениями сине-зеленого цвета эмалью, имитирующей керамическую глазурь. Литая рукоять выполнена в виде змеи, в пасти которой находится фитиль.
Лампочка для разжигания папирос. Мастерская А. Неваляйнена. 1908-1917 гг. ГИМ. Серебряная лампочка с грушевидным туловом, покрытым коричневой с вкраплениями сине-зеленого цвета эмалью, имитирующей керамическую глазурь. Литая рукоять выполнена в виде змеи, в пасти которой находится фитиль.

Ваза. Фирма К. Фаберже. 1908-1917 гг. ГИМ
Ваза. Фирма К. Фаберже. 1908-1917 гг. ГИМ
В средневековых русских легендах Сирин обычно воспринимается как райская птица, которая прилетает на землю и поет вещие песни о грядущем блаженстве. Но некоторые сказания гласят, что сладостный голос женщины-птицы может лишить человека рассудка. Потому Сирин иногда приобретает отрицательное значение, её считают посланницей подземного мира, а не одной из райских птиц.

Распахнутые крылья мифологической полуптицы-полуженщины Сирина, которые обхватывают тело вазы, украшены турмалинами в форме кабошона. Обработанный розовый прозрачный камень эффектно сочетается с фактурой и цветовой гаммой сосуда.

Подвеска. Фирма К. Фаберже. 1900-1908 гг. ГИМ. Золотая подвеска выполнена в виде ветки гинкго с листьями, покрытыми полупрозрачной светло-зеленой матовой эмалью, и бриллиантами, закрепленными в гнездах на гладких плоских ножках.
Подвеска. Фирма К. Фаберже. 1900-1908 гг. ГИМ. Золотая подвеска выполнена в виде ветки гинкго с листьями, покрытыми полупрозрачной светло-зеленой матовой эмалью, и бриллиантами, закрепленными в гнездах на гладких плоских ножках.

А сейчас посмотрим на произведения других придворных ювелиров того времени.

Ваза фирмы «Nichols & Plinke» основание вазы выполнено в виде скульптурной группы: крестьянские дети со снопом колосьев.

Ваза была создана в 1867 году. Кому принадлежала ваза, мы не можем установить. Дело в том, что перед Первой мировой войной многие коллекционеры понимали, что государственные ценности будут спасаться в первую очередь, и стали передавать свои коллекции на хранение в музеи. В 1919 году руководством музея было предложено собственникам забрать свои вещи. Забрали многое, но эта ваза осталась.
Ваза была создана в 1867 году. Кому принадлежала ваза, мы не можем установить. Дело в том, что перед Первой мировой войной многие коллекционеры понимали, что государственные ценности будут спасаться в первую очередь, и стали передавать свои коллекции на хранение в музеи. В 1919 году руководством музея было предложено собственникам забрать свои вещи. Забрали многое, но эта ваза осталась.

Интерес при рассмотрении этих произведений вызывает и количество мелких деталей, и тонкость их исполнения. Только мастер первой величины мог с таким изяществом и точностью вручную заполнить эмалью крошечное пространство между золотыми нитями.

Ювелирная фирма П.А. Овчинникова – одна из самых титулованных фирм в Российской империи. Впервые ее изделия отметили на Всероссийской выставке 1865 года в Москве: они заслужили высшую награду – золотую медаль, а талантливому предпринимателю было пожаловано звание поставщика наследника цесаревича Александра Александровича. С этого времени фирма «П.Овчинниковъ» стала активно развиваться, регулярно участвовала во всех значимых выставках и получала многочисленные награды за прогрессивные разработки в разных областях золотого и серебряного дела, а также за вклад в формирование национального стиля в искусстве и создание специальной школы для подготовки мастеров-ювелиров.

Пасхальное яйцо. Фирма Ф. Рюкерта. 1899-1908 гг. ГИМ. Серебряное яйцо-бонбоньерка, из двух половин, разъемное по горизонтали, покрыто сканными с зернью фантазийными растительными узорами многоцветной эмали; украшено альмандинами и хризопразами, ограненными в форме кабошонов.
Пасхальное яйцо. Фирма Ф. Рюкерта. 1899-1908 гг. ГИМ. Серебряное яйцо-бонбоньерка, из двух половин, разъемное по горизонтали, покрыто сканными с зернью фантазийными растительными узорами многоцветной эмали; украшено альмандинами и хризопразами, ограненными в форме кабошонов.

Карл Фаберже стал знаменитым на весь мир благодаря тому, что создавал драгоценные пасхальные яйца для царской семьи. Однако монополию на производство таких ювелирных произведений у него не было, что позволяло другим мастерам изготавливать не менее прекрасные пасхальные подарки.

Уже сейчас вы можете купить билет с открытой датой на выставку "Фаберже и придворные ювелиры", которая будет работать до 30 октября.