Найти в Дзене

Отпуск и путевки. Срыв поездки!!!

Здравствуйте Уважаемые друзья.

В настоящее время действительно не простой период нашей повседневной жизни. Многие люди готовились к поездкам и к отпуску заблаговременно, кто за пол года а то то и за год.  Но к сожалению многие мои клиенты столкнулись с ситуацией запрета вылетов за границу и соответственно подвешенное состояние уже уплаченных денежных средств.

Ситуация с распространением коронавируса накаляется – авиасообщение во многих странах ограничено, а некоторые государства временно закрыли въезд. Роспотребнадзор посоветовал россиянам не выезжать за границу.

Однако многие заранее планируют поездки в отпуск – покупают турпутевку или самостоятельно бронируют отели и покупают билеты. Как быть в этом случае, ведь граждане не могли заранее предусмотреть, что поездка на отдых может оказаться небезопасной?

С каждым днем поступают все больше обращений с просьбой разъяснить, как хотя бы вернуть потраченные на путевки и билеты деньги, если уж мечтам о путешествиях за границу этой весной не суждено сбыться. Поэтому я постарался подготовить небольшую инструкцию, как правильно действовать в такой ситуации.

ЕСЛИ ВЫ ПРИОБРЕЛИ ТУРПУТЕВКУ

1) Обратитесь к туроператору с письменной претензией.

Правовые основания

Ст. 7 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 "О защите прав потребителей", в которой закреплена гарантия для потребителя (туриста) и его право на то, чтобы услуги, которые он приобретает, были безопасны для его здоровья.

Ввиду того, что зачастую турпутевки приобретаются и путешествие планируется заранее, невозможно предугадать, как изменятся обстоятельства. В этом случае права туристов защищают также статьи 10 и 14 Федерального закона от 24.11.1996 года № 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", в соответствии с которыми турист вправе потребовать расторгнуть договор в связи с существенным ухудшением условий путешествия, а также невозможностью совершить поездку по независящим от него обстоятельствам. Распространение коронавируса является более чем очевидным обстоятельством существования реальной угрозы безопасности жизни и здоровья человека, что подтверждается официальными решениями органов государственной власти. Например, указом Мэра Москвы от 05.03.2020 года № 12-УМ "О введении режима повышенной готовности", заявлениями Ростуризма и Роспотребнадзора.

Таким образом, на государственном уровне были констатированы угрозы и рекомендовано воздержаться от посещения стран с повышенным риском – это является достаточным основанием для возврата полной стоимости турпутевки при отказе от нее до начала путешествия (п. 6 Обзора судебной практики Верховного Суда Российской Федерации № 4 (2019)), а после начала путешествия – части стоимости путевки в размере, пропорциональном стоимости не оказанных услуг.

В претензии укажите:

сведения о туроператоре и о заказчике;

реквизиты договора;

направление тура и сроки;

причину, по которой поездка отменяется, и вы просите расторгнуть договор и вернуть деньги;

последствия для туроператора в случае неудовлетворения вашей претензии.

Претензия должна быть составлена в 2-х экземплярах. Вы можете лично подать ее туроператору или направить заказным письмом с уведомлением о вручении (копию рекомендуем дополнительно направить через электронную почту).

2) Дождитесь ответа туроператора.

Претензия должна быть рассмотрена в течение 10 дней.

3) Если туроператор не ответил на вашу претензию или ответил, но отказался расторгнуть договор и вернуть вам деньги добровольно – смело обращайтесь в суд с иском.

Правовые основания указывайте те же, что и в претензии.

При этом дополнительно вы можете потребовать взыскать с туроператора штраф за отказ добровольно вернуть вам деньги – 50 % от уплаченной суммы; компенсацию морального вреда; расходы на юриста и иные судебные расходы (если они были).

ЕСЛИ ВЫ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОКУПАЛИ АВИАБИЛЕТЫ И БРОНИРОВАЛИ ОТЕЛЬ

С одной стороны может показаться, что в случае самостоятельной организации путешествия вернуть деньги будет сложнее, однако не опускайте руки – выход есть и в этой ситуации.

1) Вам необходимо будет отдельно обращаться с требованиями к авиаперевозчику, системе бронирования отелей или непосредственно напрямую к отелю.

Правовые основания

Ст. 451 Гражданского кодекса РФ, согласно которой существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора, является основанием для его изменения или расторжения.

К счастью, ряд авиакомпаний вошли в положение пассажиров и официально заявили о готовности вернуть деньги в полном объеме за несостоявшийся вылет из-за коронавируса по некоторым направлениям вне зависимости от тарифа, или обменять билеты. 

Рекомендую ВАМ отслеживать актуальную информацию об условиях возврата билетов в страны, где зарегистрировано большое количество зараженных коронавирусом, на официальных сайтах авиакомпаний. При этом законом допускается устанавливать невозвратные тарифы за билеты, и в случае если вы приобрели билет с таким тарифом, вернуть деньги будет сложнее.

2) Если же в добровольном порядке от авиакомпании или отеля (сервиса бронирования) вы так и не получили ответ и потраченные деньги, у вас всегда есть право обратиться за защитой в суд!

Планируя свой отпуск заранее, турист не может предвидеть, что поедет в страну, где распространяется вирус, опасный для его жизни и здоровья. И наверняка если бы он знал об этом, сознательно не потратил бы денежные средства на покупку билетов и бронирование жилья. Эти обстоятельства однозначно подпадают под условия, предусмотренные гражданским кодексом и законодательством о защите прав потребителей в качестве оснований для расторжения договоров и возврата денег.

Если у вас остались вопросы, или требуется помощь юриста – обращайтесь. И берегите свое здоровье!