1218 год. Беглый найманский принц Кучлук утверждается в каракитайском государстве. Начинаются религиозные гонения. Мусульман ставят перед выбором - смена веры или смерть.
Словно в ответ на стоны притесняемых, в Семиречье врываются тумены Джэбэ – нойона.
Продолжение. Предыдущая часть вместе с империей Западное Ляо покоится ЗДЕСЬ
Музыка на дорожку
Собаки
Чингиз…боялся собак. Всегда. Отец Есугей-багатур, привезя мальчишку свататься к Бортэ, со смехом рассказывал об этом ее родителям, наказав беречь Тэмуджина.
Отец умер, а страх остался. Чем его отравишь?
Долго, долго Потрясатель Вселенной пересиливал себя. Старался не пятиться, не ежится у юрт, не выказывать смущения псам (тем паче их хозяевам). Тщетно. Привычки души остаются с человеком навсегда. К старости все только обостряется.
Когда минул пятый десяток, а зарево горящих за плечами городов зловеще отражалось на вражеских костях, Чингиз понял все.
Постыдный страх не проклятие, он благословение! Впечатлительность дает ему видеть то, чего не видят другие. Екнувший от лая живот - не велика плата. Тем более он уже научился не выказывать волнения.
С первого взгляда, Чингиз знал что представляет собою человек. Любой. Ведал он кому и какое поручить дело.
Когда бешеный Кучлук напал на Алмалык, убив присягнувшего Владыке правителя, Чингисхан не задумываясь послал за Джэбэ.
Стреле дали два тумена и поручение защищать Кульджи, а там как получится… У Джэбэ получилось.
Изувер
Сорвавшись с цепи, Кучлук покусал всех до кого дотянул пасть. Такие не знают полумеры. Все или ничего.
Верхушка найманов принадлежала к несторианской вере, занесенной в степь гонимыми из Византии еретиками. Но в отличии от предков, Кучлук выбрал себе других богов.
Джувейни говорит, что к отступничеству его побудила некая девушка – пленница из свиты гурхана. Рашид ад Дин относит падение к подстрекательству Кунку, дочери несчастного Елюя Чжулху.
При этом он же упоминает и о некоей девушке, под влиянием которой оказался Кучлук.
Она познакомила его с бутпарасти. Что это за верование сказать сложно. Буквально некие «странные боги», к служению которым новоявленный адепт приступил с неистовым рвением.
И началось
Сильнее всего пострадали мусульмане. Под страхом смерти им запретили исповедовать веру. Более того. От приверженцев Магомета требовали выражения лояльности. Она проявлялась через китайское платье, надеваемое вместо традиционной одежды.
Молодец на овец
Ночная кукушка Кучлука не знала компромиссов.
В эпоху распада часто ищут виноватых во всем, а население унифицируют по образцу, проверяя на покорность
Инакомыслие преступно, тиранство же рядится в ризы здравого смысла. В единстве сила! Что до отщепенцев… есть и такие, тем хуже для них
Ренегаты склонны к позерству. Новый гурхан устроил религиозный диспут, намереваясь переубедить ретроградов лично. В степь созвали всех одетых в ризы благонравия и учености.
Делегацию имамов возглавил Ала ад-Дин Мухаммед (тезка!)из Хотана. Образованному богослову не составило труда тезисно опровергнуть дешевую демагогию необразованного Кучлука.
Тот (как водится) последний аргумент приберег на потом, и попросту
Разразился грязной бранью
Мудрый Ала ад-Дин Хотани развел руками
[Да будет] прах тебе в рот
После жестоких пыток, имама прибили к воротам мечети.
Растерзав богослова, Кучлук поступил как любой гонитель религии, сколько их ни было от римских императоров и английских королей до большевиков. Не верующего он убивал, а добивал свою совесть.
Религиозная преданность, которую иной отбрасывает шутя как баранью кость, другой хранит как драгоценность, представая живым упреком для «здравомыслящего» человека.
Он хочет быть лучше нас, лучше меня.. меня! Разве простишь такое…
Орда Кучлука регулярно жгла посевы, обрекая население на голод (начав с религии, отступники всегда заканчивают полями). По домам мусульман расселили солдатню со всеми вытекающими.
Люди были подавлены везде. По всей Кашгарии и Семиречью. Лишения и позор сделали их грубыми и безучастными друг к другу.
Хуже всего, что единоверцы Хорезма не спешили на помощь братьям. Мухаммед медлил или вовсе не собирался спасать мусульман.
В нем уже пустила корни та излишняя обстоятельность, что вначале советует как следует подготовиться к делу, а потом приходит к выводу, что от него (дела) и вовсе лучше отказаться.
Помощь пришла с другой стороны. От людей привыкших действовать, не растрачивая время на ожидания.
В земли бывшего Западное Ляо ворвался Джэбэ - нойон.
Весенний ветер
Сражения не было. Кучлук припустил сразу, бросая все.
Монгольские отряды занимали город за городом, опережая друг друга. Всем объявлялось:
Чтобы каждый [человек] придерживался своей веры и хранил бы [в религии] путь своих предков
В отличии от иных, Чингиз хорошо понимал пределы своей власти и в небесные дела не вмешивался.
Монголы смеясь слушали рассказы каракитаев и кашгарцев про «гурхана». Десятники и сотники вдумчиво объясняли, что это никакой не хан и даже не советник, а беглый конюх, богол, пес сорвавшийся с веревки.
Жители резали воинов Кучлука прямо в домах. Благо те сами загнали себя в западню.
Предводитель петлял по горам и долинам. Джувейни:
и так они преследовали его как бешеную собаку, пока он не дошел до границ Бадахшана
Здесь Кучлука поймали охотники, выдав найманского беглеца монголам.
Ему сразу же отрезали голову. Исмаил (новоявленный друг Джэбэ-нойона) промчался с ней по всем городам и весям, сочетая радостную весть с наставлением в покорности..
Тумены разбухали как река в половодье. Сартаульцы и кара-китаи тысячами вливались в монгольские ряды, пополняя войско Хана для грядущих битв.
В низовья Иртыша стекались новые и новые отряды. Степь гудела в предвкушении, но… Владыка не спешил.
Мухаммеду дали еще один (на этот раз последний) шанс одуматься. В Хорезм отправилось посольство
Одумается ли Шах, чья гора преступлений заслонила солнце праведности от простодушных? Или конь нераскаянности понесет его по дороге погибели…
Подписывайтесь на канал! Продолжение ЗДЕСЬ