Эта история особенно печальна потому, что на протяжении тысячелетий человечество так и не научилось любви и милосердию. Оно гораздо охотнее пускается по пути сплетен и злословия, лишь только выпадает повод, нежели пытается овладеть искусством образности, по законам которого существует природа.
Потому так трудно художнику во все времена следовать своему призванию, что помимо творческого познания мира ему приходится продираться через тернии вездесущего быта, которому нет дела до того, что душа мастера столь же тонкая материя, как тень от облаков на поверхности «Озера» или ослепительная свежесть «Раннего снега».
Константин Яковлевич Крыжицкий, как и все художники-пейзажисты, чувствовал природу каждой клеточкой души, поэтому и картины выходили у него невероятно душевные, светлые, умиротворённые. Современники считали живописца самым солнечным и жизнерадостным автором изо всей плеяды реалистов-передвижников конца XIX века. Неслучайно Крыжицкий особенно дорожил дружбой с А.И. Куинджи: работы великого мастера светоотражения воодушевляли Константина Яковлевича на собственные поиски решений для наиболее точного, реалистичного отображения явлений окружающего мира.
Даже самые безрадостные моменты увядания или зимнего сна на полотнах художника овеяны тихой радостью бытия. Взгляните хотя бы на «Овражек», «С ярмарки» или «Дорога после дождя»: в блестящих лужах, отражающих небесную хмарь, и бесприютных равнинах, застывших в холодном оцепенении, смутно угадывается жизнеутверждающая энергия природы. Там же, где предстают во всей красе широкие вольные просторы глубинной России, знойной Малороссии или величавого Севера, дух захватывает от разворачивающейся перед зрителем перспективы уплывающих к горизонту золотых полей, зелёных бархатистых холмов, сияющей небесной синевой озёрной глади.
К несчастью, Константин Крыжицкий был неисправимым мечтателем; он верил, что искусство существует единственно для художественного отображения красоты, и различные течения и вкусы могут и обязаны спокойно уживаться ради одной великой цели. Он думал так в то время, когда уже воинственно били барабаны, «Мир искусства» уверенно шёл в наступление на Товарищество передвижников, и никто не собирался уступать. Мастер даже не подозревал, как сильно он раздражал своими упрямыми иллюзиями публику, которая жаждала иметь собственные суждения в эстетических предпочтениях. В общем, всё шло к тому, чтобы буря грянула. Так оно и случилось.
Злополучная картина «Повеяло весной» стала одновременно триумфом К.Я. Крыжицкого и его последним творением. Представленная на русской выставке в Лондоне в 1910 году, она имела огромный успех. Талант Крыжицкого был очевиден: от освещённых солнцем стволов деревьев, от широких теней на рыхлом оседающем под собственной тяжестью снегу исходит тёплое дыхание медленно наступающей весны. Обвинение в плагиате было настолько нелепым, что близкие и друзья не придали особого значения поднятой газетами шумихи; Крыжицкому с его творческой аутентичностью не было нужды заимствовать идеи у своего собрата по кисти Я.И. Бровара.
Однако, если Вы внимательно читали начало статьи, то уже поняли: настоящий художник болезненно-уязвим и беззащитен. Привыкший жить простыми и понятными категориями солнечного света, он теряется там, где пытаются жонглировать нравственными понятиями. В апреле 1911 года К.Я. Крыжицкий ушёл из жизни, оставив прощальную записку, в которой назвал причиной своего ухода жестокую травлю со стороны недоброжелателей и сотни полотен, на которых продолжает излучать радость бытия природа, так глубоко любимая им.
#культура #культурология #изобразительное искусство #искусство #живопись #музеи