Тема: Сомнения и ответ на них, относительно взятия ростовщического процента и передачи его нуждающимся.
Вопрос: Я прочитал некоторые ваши фетвы относительно ростовщического процента, в которых говорилось, что хозяину денег следует забирать набежавший процент с риба, тратить его для пользы мусульман и расходовать на нуждающихся и бедняков.
И у меня вопрос. Во-первых, каким образом ему дозволяется взять эти запретные деньги, потому как, они не являются его деньгами, и у него нет на них никакого права? И ведь ему дозволяется забрать только свои деньги, ровно столько, сколько он положил в банк, а всё что наросло на эту сумму входит в риба, которой Аллах объявил войну.
Во-вторых, как он будет тратить харамные грязные деньги на нуждающихся и бедняков, тогда как Всевышний сказал (смысл):
«Делайте пожертвования из приобретенных вами благ и того, что Мы взрастили для вас на земле, и не стремитесь раздать в качестве пожертвования дурное... » (2:267).
В-третьих, если один из нуждающихся возьмёт эти харамные деньги, дозволено ли ему (потратить на еду) эти деньги, так как они являются из денег риба, ведь Ислам запрещает даже ответить на приглашение на трапезу, если приглашающий заработал бóльшую часть своего имущества на хараме, а в нашем случае всё будет харамом?
И если бедняки нашего времени имеют права на эти деньги, то бедняки времён Посланника были ещё более достойны, потому как они были самыми бедными из людей.
И ещё, если ученые разрешили бы расходовать эти деньги на нуждающихся, то они открыли бы дверь заниматься запрещенным ростовщичеством, ведь люди будут действовать по своему усмотрению в отношении самих себя, причисляя себя к нуждающимся.
Прошу меня извинить, я из Шриланки и поэтому не владею в совершенстве арабским языком.
И пусть Аллах воздаст вам лучшим воздаянием за ваш проект.
Ответ:
Хвала Аллаху, мир и благословение Посланнику Аллаха, его семье и его сподвижникам, а затем…
Мы обобщим ответ на твой вопрос и разделим его на две части.
Первое то, что касается забирания набежавшего процента с банка, а так же не оставления этого процента банку. Это и есть то, что следует сделать, так как этот процент не является имуществом банка, более того, эти деньги получились в результате вложения денег в харам и оставление их банку будет усилением этого банка в греховном и недозволенном.
И забираются эти проценты не для того, чтобы эти деньги стали его имуществом и чтобы он получил от них пользу, а для того, чтобы он избавился от них, потратив их на пользу мусульманам, отдав их беднякам и нуждающимся.
И это не будет считаться расходованием и добровольным пожертвованием, а будет лишь избавлением от запретного.
Сказал Имам Ан-Навави (да смилостивится над ним Аллах) в "Аль-Маджму": "И это по причине того, что не является дозволенным уничтожение этого имущества и бросание его в воду, и поэтому ничего не остаётся, кроме как расходовать его на пользу мусульманам".
Второе, если эти набежавшие проценты потратятся на нуждающихся, они не будут считаться для них харамными, более того, они будут для них дозволенным благом. А грязными эти проценты будут для того, кто будет обогащаться ими, потому что он возьмёт их не имея права на них, в отличие от бедняка и нуждающегося, которые возьмут их, имея на это право по Шариату с дозволением Аллаха.
Сказал Шейх аль-Усеймин (да смилостивится над ним Аллах): "Сказали некоторые учёные касаемо того, что является запретным для того, чтобы зарабатывать этим. Грех от этого будет непосредственно на зарабатывающем этим, а не на том, кто возьмёт эти деньги дозволенным Шариатом путём от того, кто хотел заработать на этом. В отличие от тех вещей, которые являются запрещёнными сами по себе, как например вино или присвоенное не по праву и тому подобное.
И это мнение сильное и основательное. Доказательством этого является то, что Пророк, мир ему и благословение Аллаха, купил у одного еврея еды для своей семьи, а так же покушал от барашка, которого подарила ему одна еврейка при Хайбаре, а так же ответил на приглашение другого еврея, тогда как известно, что большинство евреев берут риба и потребляют в пищу добытое запретным путём.
И возможно усилит это мнение также слова Пророка, мир ему и благословение Аллаха, в отношении мяса, которое получила в качестве садакъа Барира (рабыня Аиши), сказав:
"Оно (это мясо) для неё садакъа, а для нас оно от неё подарок (угощение)".
Садакъа является запретной для Пророка, мир ему и благословение Аллаха, однако изменение причины приобретения сделало так, что оно перестало быть садакъа в отношении него.
Правиловыводящие ученые (усулийун) говорят: "Изменение причины приобретения чего-либо, подобно изменению самой сущности. То есть подобно тому, как в результате изменения сущности вещь становится дозволенной, она так же становится дозволенной в результате изменения причины приобретения ею".
Так же пришло в "Аль-Маджму" Имама Ан-Навави, от Газали, что если он отдаст это (приобретенное харамом) бедняку, то оно не будет запретным для этого бедняка, более того, оно будет для него дозволенным, благим.
Далее Ан-Навави сказал: "И это то, что сказал Газали в этом вопросе, а так же это упомянули другие из учёных шафиитов. И это так и есть. И Газали так же передал это мнение от Муавии бин Абу Суфьяна и других салафов, а так же от Ахмада бин Ханбаля и Хариса Мухасиби и от других из числа благочестивых".
Следовательно, нет ничего запретного для нуждающегося в получении пользы от подобных вещей (как процент с риба отданный ему).
А так же нет ничего запретного для того, кого позовёт бедняк, чтобы угостить или кому подарит что-либо с этого, или с кем будет иметь дело посредством такого имущества, потому что это имущество стало разрешённым (халяль) после того, как попало в его руки.
Но здесь нельзя сделать суждение по аналогии (кыяс), сравнивая взаимоотношения людей с банками и организациями в том, что касается риба. Потому что не банк платит эти проценты со своего имущества, чтобы возвращать ему эти деньги, а банк берёт эти деньги с других своих клиентов, и поэтому хозяин их неизвестен.
Сказал Шейху-ль-Ислам Ибн Теймия: "И то же самое будет относительно любого имущества, у которого остался неизвестным его хозяин, как забранное не по праву или по несправедливости, или оставленное под залог, или то, что забрали у воров из имущества людей, а так же то, что осталось брошенным из имущества людей. Всё это будет пущено на садакъа или будет потрачено на пользу мусульман".
То же, что касается риба с конкретным человеком, то не является дозволенным взятия с него процента, так как это будет взято с него без права на это. И, следовательно, то, что имело место во время Пророка, мир ему и благословение Аллаха, было в этом же роде, т.е. это были частные ростовщические договора между конкретными людьми.
Поэтому и приказал Господь наш, Свят Он и Велик, чтобы забирали только изначальную сумму и оставили должнику набежавший процент, который брался по несправедливости. Сказал Всевышний (смысл):
«...а если вы раскаетесь, то вам останется ваш первоначальный капитал. Вы не поступите несправедливо, и с вами не поступят несправедливо» (2:279)
Мы надеемся, что то, что вызывало у тебя затруднение, ушло после этого объяснения. И тебе стало ясно, что есть разница между ростовщической выгодой, получаемой с конкретного человека и между выгодой, которую берут с банков и ростовщических организаций.
А Аллах знает лучше!
Номер фетвы 157595