Найти тему

«НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК». Яков Алексеевич Александров

«НАШ БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК». Яков Алексеевич Александров

Об участниках обороны Ленинграда и взятия Берлина, своих дедушке и бабушке - Якове Алексеевиче Александрове и Марии Ефимовне Горожанкиной, в рамках акции ГУ Росгвардии «Наш Бессмертный Полк» рассказывает начальник отдела вневедомственной охраны по Московскому району г.Санкт-Петербурга подполковник полиции Сергей Горожанкин.

«Мой дедушка Яков Алексеевич Александров родился 19 марта 1919 года в селе Нижний Мамон Воронежской области. В июне 1940 года его призвали на срочную службу. Бабушка же, Мария Ефимовна Горожанкина, родилась 15 августа 1921 года в Белгородской области в селе Атаманское, расположенном недалеко от города Старый Оскол. В качестве добровольцев с другими девушками по комсомольской путевке она была направлена санитаркой на советско-финскую войну, а на момент начала Великой Отечественной войны уже проживала в Ленинграде.

Встретиться в первый раз бабушке и дедушке довелось в 1942 году во время одного из боев на Лужском рубеже. Бабушка, будучи санитаркой, искала раненых на поле боя. Прячась от обстрела, она упала в одну из воронок, образованную взрывом снаряда и, как оказалось впоследствии, землей от того взрыва был засыпан мой дед. Его контузило, он не мог двигаться, а на поверхности торчал только один сапог. Бабушка, оказавшись в воронке и не заметив сначала под завалами земли человека, спряталась там. Потом увидела, что сапог пошевелился и стала немедленно откапывать. Один старшина тогда пошутил даже: «Ты, дочка, жениха себе откопала».
После лечения дед встретил бабушку в госпитале, поблагодарил свою спасительницу и их пути на время разошлись».

После госпиталя Яков Александров был направлен в 25-й отдельный зенитный артиллерийский дивизион, занимавший тогда позиции на западном берегу Ладожского озера. Сначала он был зенитчиком, а потом стал командиром отделения и получил звание сержанта.
А Мария длительное время провела в блокадном Ленинграде. С другими добровольцами, во избежание распространения инфекций, она помогала находить в квартирах и на улицах тела людей, погибших в это страшное и голодное время, и хоронить их. Затем в числе других санитарок, имеющих опыт работы в полевых условиях, Марию Горожанкину призвали на фронт. Ей было присвоено звание рядовой. И так сложилось, что девушка была распределена в тот же самый зенитный артиллерийский дивизион, в котором служил Яков Александров.

«В числе других подразделений Красной Армии дивизион, в котором бабушка и дедушка несли службу, был направлен в Германию. Через Восточную Пруссию они вместе дошли до Берлина. Знаю точно, что дед даже расписался на здании Рейхстага. Сразу после Победы бабушку демобилизовали, а дедушка остался в Германии, проходить еще год срочной службы, так как годы войны не были засчитаны. Службу он закончил в 1946 году в звании старшего сержанта. По возвращении в Ленинград дедушка понял, что не может забыть девушку, спасшую ему жизнь и прошедшую рядом практически всю войну. Он стал ее разыскивать. И только в 1948 году они снова встретились и уже не расставались», — поделился семейной историей Сергей Горожанкин.

Яков Алексеевич Александров и Мария Ефимовна Горожанкина за проявленные в годы войны мужество и отвагу были награждены медалями «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941 -1945 гг.» и медалями «За оборону Ленинграда». Вместе они прожили более 40 лет и стали для своих потомков примером настоящей любви, верности и преданности.