Тема мести играет важнейшее значение в искусстве, начиная с античных трагедий и заканчивая современными сериалами. Каждый подходит к ней по-своему: план отмщения можно вынашивать долгие годы, а можно покарать обидчиков в гневе на месте. Важно помнить, что месть редко оказывается справедливым возмездием тому, кто совершил страшное преступление. Довольно часто она руководствуется эгоистичными порывами, завистью и обидой, что приводит к разрушению и духовной гибели того, кто считает себя в праве её вершить. Мы собрали для вас несколько фильмов, показывающих разные лики мести.
Добрые сердца и короны (1949)
ЧТО: черная комедия британского режиссера Роберта Хеймера, в которой актер Алек Гиннесс исполнил сразу шесть ролей; классика английского юмора
О ЧЁМ: о мужчине, стремящемся отомстить родственникам-аристократам, лишившим его покойную мать имени, поскольку та вышла замуж за итальянского оперного певца
ЗАЧЕМ: попытаться узнать Алека Гиннесса во всех образах; ради филигранного изысканного сюжета; ради неожиданного и ироничного финала
КОМУ НЕЛЬЗЯ: тем, кто совсем не переносит черный юмор; тем, кто не хочет смотреть фильм, в котором главный герой — хладнокровный убийца; карьеристам __________________________________________________________________________________________
Старое ружьё (1975)
ЧТО: немецко-французская драма Робера Энрико («Ромовый бульвар», «Совиный ручей») с Филиппом Нуаре («Жизнь и ничего больше») и Роми Шнайдер («Простая история», «Кардинал»), удостоенная шести номинаций и трёх премий «Сезар»
О ЧЁМ: о заурядном хирурге-французе, который отправляет жену и дочь переждать окончание немецкой оккупации в родовой замок, куда чуть позже он отправляется навестить родных и с ужасом обнаруживает, что фашисты заняли деревню и убили всех местных жителей
ЗАЧЕМ: ради красивой, но короткой истории любви; прочувствовать душераздирающую трагедию, которую до зрителя доносит Нуаре своей талантливой игрой; ради искусного использования техники флэшбеков; развеять сомнения насчёт боевого духа французов
КОМУ НЕЛЬЗЯ: тем, кому надоели фильмы о мести; людям, не переносящим сцены жестокости; глубоко верующим христианам __________________________________________________________________________________________
День женщины (1978)
ЧТО: триллер Мейра Зархи, положивший начало ряду ремейков, сиквелов и фильмов с сюжетами о женщинах, мстящих мужчинам за насилие над ними (например, «Я плюю на ваши могилы»)
О ЧЁМ: о писательнице, проводящей лето в загородном доме, где ее насилует компания местных жителей, которым она решает жестоко отомстить
ЗАЧЕМ: увидеть контраст человеческой низости и чистоты природы; несколько раз вздрогнуть от изобретательности героини; увидеть, как легкая провокация может привести к страшной бойне
КОМУ НЕЛЬЗЯ: тем, кто плохо переносит сцены насилия; тем, кто воспринимает женщин как носительниц порока; феминисткам __________________________________________________________________________________________
Ворошиловский стрелок (1999)
ЧТО: криминальная драма Станислава Говорухина («Десять негритят», «Место встречи изменить нельзя») с Михаилом Ульяновым, Александром Пороховщиковым и Владиславом Галкиным
О ЧЁМ: о мести пенсионера, чью внучку изнасиловали три парня из соседнего дома, которых «отмазал» отец одного из них
ЗАЧЕМ: ради шикарного актёрского состава; увидеть столкновение поколения тех, кто защищал Родину, и тех, ради кого это делали; погрузиться в атмосферу обездоленной периферии
КОМУ НЕЛЬЗЯ: тем, кто скидывает всю вину на жертву; отцам бедовых и зазнавшихся мальчиков; тем, кто не понимает, почему люди с ужасом вспоминают 90-е; тем, за кого папы и дяди решают все вопросы __________________________________________________________________________________________
Хайдер (2014)
ЧТО: заключительная часть «шекспировской трилогии» индийского режиссера Вишала Бхарадваджа, сюжет которой основан на «Гамлете»
О ЧЁМ: о юноше, который в разгар Кашмирского конфликта возвращается в родной город и узнаёт, что его отца удерживают в плену, а мать и дядя проявляют друг к другу симпатию
ЗАЧЕМ: увидеть, как жизнь обычных людей становится настоящей трагедией; взглянуть на известную пьесу через призму индийской культуры; осознать, что человеческие проблемы одинаковы во все времена
КОМУ НЕЛЬЗЯ: тем, кто ждёт много танцев и песен; тем, кто не принимает современные адаптации классических произведений