Найти в Дзене
Yujiro

Бред урбаниста или сколько стоят современные трамваи

Оглавление

Как часто можно услышать от урбанистов, что трамвай это самый эффективный транспорт, про большую выгоду использования именно трамвая, их любимое сравнение трамвая с автомобилем, высокую перевозную способность, а также самые ходовые и любимые аргументы про низкое трение металлических колёс о рельсы и сцепку двух трамваев в мини поезд как доказательство эффективности и экономии трамвая. При этом всё это подкрепляется фото и видео демонстрацией больших, красивых и современных трамваев Европы или других экономически развитых стран, мол смотрите там же люди не дураки, используют трамваи. Но стоит спросить пытливого урбаниста сколько это стоит и сколько стоят альтернативные решения, как в ответ вы услышите все выше перечисленные аргументы вместо конкретного ответа о стоимости. Сегодня мы как раз и узнаем сколько стоит современный трамвай и потянет ли его бюджет большинства российских городов.

Начнём с тех современных, красивых трамваев, используемых за рубежом, которые как раз и ставят в пример урбанисты.

Alstom Citadis Spirit

Alstom Citadis Spirit 
Вместимость 190–370 пассажиров в зависимости от конфигурации 
https://en.wikipedia.org/wiki/Alstom_Citadis_Spirit
Alstom Citadis Spirit Вместимость 190–370 пассажиров в зависимости от конфигурации https://en.wikipedia.org/wiki/Alstom_Citadis_Spirit

Как указывает источник в 2017 году для для района Большого Торонто и Гамильтона (Канада) были закуплены 61 низкопольный трамвай Alstom Citadis Spirit (ниже перевод цитаты с сайта):

12 мая 2017 - Компания Alstom получила твердый заказ на поставку 61 легкого железнодорожного транспорта Citadis Spirit для района Большого Торонто и Гамильтона (GTHA) компанией Metrolinx, агентством правительства Онтарио. Стоимость контракта составляет более 355 миллионов евро (529 миллионов долларов США). Контракт на поставку включает дополнительные опции для транспорта.
Alstom поставит Metrolinx 48-метровый Citadis Spirit, который вмещает до 321 пассажира. Citadis Spirit - это 100% транспортное средство с низким полом, обеспечивающее легкий доступ с улицы или бордюра, внутреннюю планировку с широким центральным проходом и внутренним перемещением, которое обеспечивает более безопасное и комфортное использование.

Как видим 61 трамвай Alstom Citadis Spirit стоили 529 млн долларов, то есть 8,67 млн $ за один трамвай, по курсу доллара 2017 года (60 р за доллар) это 520 млн рублей, а по текущему курсу уже 600 млн рублей за один трамвай. Сцепка из двух таких трамваев будет стоить 1,2 миллиарда рублей.

Так как Alstom SA - французская компания, то можно не сомневаться, что во Франции используются такие же или подобные по стоимости трамваи.

Škoda 15T

Škoda 15T
Семейство чешских полностью низкопольных пассажирских сочленённых трамваев с транзисторно-импульсной системой управления
Вместимость 318 человек
https://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%A0koda_15T
Škoda 15T Семейство чешских полностью низкопольных пассажирских сочленённых трамваев с транзисторно-импульсной системой управления Вместимость 318 человек https://ru.wikipedia.org/wiki/%C5%A0koda_15T

В 2016 году компания Škoda Transportation заключила договор на поставку 20 трамваев Škoda 15T для Риги (ниже цитата с сайта):

Цена 1 трехсекционного трамвая “Škoda  15T Riga 2” – 2,7 млн. евро, а 1 четырехсекционного трамвая “Škoda  15T Riga 2A” – 3,5 млн. евро. Выполнение договора о закупке трамваев, заключенного в результате закупочной процедуры, будет обеспечиваться за счет финансирования, привлеченного поставщиком. Срок возврата оплата покупки – 15 лет со дня заключения договора с периодом благоприятствования 3 года. Процентная ставка – 2,7% + 6 MEURIBOR. Общая сумма договора – 62 591 477 евро. Договор предусматривает не только приобретение 20 низкопольных трамваев, но и необходимые для обеспечения эксплуатации материалы и оборудование.

По той же ссылке приведена сравнительная стоимость трамваев для других городов Европы:

Сравнение закупок новых трамваев в Европе:
Alstom поставляет региону Иль-де-Франс 15 трамваев Citadis Dualis за 75 млн. евро (цена 1 трамвая – 5 млн. евро);
Bombardier поставляет Берлину 47 трамваев Flexity за 178 млн. евро (цена 1 трамвая – 3,7 млн. евро);
Bombardier поставляет Инсбруку 20 трамваев Flexity за 71 млн. евро (цена 1 трамвая – 3,66 млн. евро);
CAF поставляет Люксембургу 21 трамвай за 83 млн. евро (цена 1 трамвая – 3,95 млн. евро).

Как видим большинство трамваев Европы стоит 3-4 млн евро, по текущему курсу (77,4 р за евро) 232-310 млн рублей за один трамвай. Сцепка из двух таких трамваев будет стоить 500-600 млн рублей.

Витязь

Трамвай Витязь. «© A.Savin, WikiCommons»
Вместимость до 320 человек
Трамвай Витязь. «© A.Savin, WikiCommons» Вместимость до 320 человек

Как я писал в своей первой статье, покупка одного трамвая Витязь для Москвы обошлась в 95 млн рублей. Сцепка из двух таких трамваев будет стоить 190 млн рублей. На данный момент в Москве ездят 350 таких трамваев. На одном маршруте может ездить 10-11 трамваев, что обойдётся в 1 млрд рублей только на трамваи, если сцеплять два в один, то уже получим 2 млрд рублей на один маршрут.

К слову ВВП на душу населения в:

Люксембурге - 114262$

Австрии - 51509$

Германии - 48264$

Канаде - 46260$

Франции - 42877$

Чехии - 22850$

России - 11326$.

Но стоит учитывать, что в крупных мегаполисах этих стран ВВП на душу населения выше и возможности бюджета по покупке трамваев тоже гораздо выше, не говоря о степени их загрузки из-за большей плотности населения.

Бюджеты разных регионов России отличаются друг от друга в разы, а от бюджета Москвы, МО или Санкт-Петербурга бюджеты большинства регионов и вовсе составляют считанные проценты, хотя для покупки таких трамваем важна именно абсолютная величина бюджета, а не отношение на одного человека, потому что придётся потратить сразу много денег на закупку дорогих трамваев. Например бюджет Тверской области составляет 76 млрд рублей при населении 1,26 млн человек, такое население составляет всего 7,5-10% населения относительно Москвы (7,5%, если брать всех кто приезжает работать из области и мигрантов), а бюджет относительно бюджета Москвы (2,8 трлн рублей) составляет всего 2,75%, что в ~36 раз меньше, а также в ~9 раз меньше, чем в Санкт-Петербурге (675 млрд р.) и в 8 раз меньше, чем бюджет в Московской области (617 млрд р.).

В качестве бонуса сравним срок окупаемости трамвая и автобуса в Москве

Для сравнения один автобус ЛиАЗ-6213 стоит 9.5 млн рублей (смотри мою предыдущую статью)

Мосгортранс говорит:

Около 70% пассажиров наземного городского транспорта пользуются автобусами, 19% - троллейбусами, остальные - трамваями. Об этом в интервью телеканалу «Москва 24» сообщил руководитель ГУП «Мосгортранс» Евгений Михайлов.
«Весь транспорт имеет свою нишу. Если говорить по количеству, то 68% людей едут на автобусе, 19% - на троллейбусе и остальные - на трамвае. Если говорить по количеству, которое перевозит за день одно транспортное средство, то ситуация ровно обратная. Трамвай перевозит примерно 1,3 тыс. человек, троллейбус примерно 950, около тысячи. А один автобус, в среднем, перевозит 800 человек. То есть, у каждого транспорта свои абсолютно пассажиры, свои задачи. И вот таким образом люди и распределяются», - отметил Е.Михайлов.

А от сюда следует, что Витязь перевозит 1200 пассажиров вдень. Ну пусть будет всё таки 1300. Для автобуса ЛиАЗ-6213 получаем 800 человек в день.

За сколько лет окупятся новые трамваи Москвы (без учета прочих расходов) при средней цене поездки 40 р?

Трамвай Витязь:

95 млн р / 40 р / 1300 пассажиров / 365 дней = 5 лет

Автобус ЛиАЗ-6213:

9.5 млн р / 40 р / 800 пассажиров / 365 дней = 0.81 года

Отличие в ~6 раз, это кстати совпадает с моей предыдущей оценкой, если не учитывать срок службы транспортного средства, а если учитывать, то получалось отношение в 2,3 раза в пользу автобуса.

Выводы

Прежде чем заявлять о выгоде чего-либо приведите конечную стоимость решения (а не просто набор, ни о чём не говорящих, фактов) и сравните эту стоимость со стоимостью альтернативных решений.

И почему сравнение эффективности перевозок трамвая всегда идёт именно с автомобилем? А почему не с вертолётом или мотоциклом? В мире больше не существует другого транспорта, с которым можно сравнить эффективность трамвая? Как на счёт современного автобуса? Как на счёт длинного автобуса на газу с выделенной полосой движения?

Все разрозненные аргументы и факты, приводимые урбанистами, в пользу экономии и эффективности трамвая, собранные в одну кучу, разбиваются о реальную стоимость современных трамваев. Огромные разовые вливания на начальную закупку таких трамваев просто не осилят бюджеты российских городов за исключением крупнейших, да и не является трамвай по перевозкам эффективней автобуса.

Но если очень хочется трамвай, тогда уж придётся довольствоваться устаревшими 30-60 летними трамваями списанными в крупных городах с гораздо меньшей вместимостью. Ну есть же страны с такими трамваями даже в Европе, ну или более дешёвыми относительно новыми не низкопольными трамваями, но тогда как же те красивые картинки урбанистов новейших трамваев из будущего с высокой вместимостью и безбарьерная среда, которые дают новые низкопольные трамваи и автобусы?

В экономически развитых странах эти дорогие трамваи покупают из-за их экологичности, потому что экология тоже стоит денег и больших, потому что могут себе позволить.

Предыдущая статья по теме:

Трамвай или автобус? Что дешевле для города?

Спасибо за внимание🖐, ставьте лайки, делитесь статьёй, читайте другие статьи на канале.