Чечня давно прошла, и вроде все улеглось, все понятно. Но попалась книга Германа Садулаева, по его словам, чеченца, о том времени - и всплыл неожиданный вопрос... хотя ничего вроде не предвещало. Книга-то ожидаемая: русские солдаты там списаны с эсэсовцев времен Великой Отечественной, теми же словами, в тех же зверствах уличены, а чеченцы - мирные, белые и пушистые. Ну, такова вся нынешняя пропаганда со всех сторон - за наглую ложь давно никто не стесняется, большой ложью даже гордятся. Можно бы и не читать, но автор в множестве слов невольно кое-что ляпнул, не заметив. А не заметил - потому что привычное, само собой разумеющееся...
Так вот, Чечня. Автор говорит: право называться чеченцем надо подтверждать. Делается просто: находишь противника и бьешь. Победил - нет, ты еще не чеченец, за младшего брата выйдет старший и отметелит уже тебя. Ну, так у них принято. То есть - полезешь против парня с поддержкой, чеченцем тебе не быть, так и останешься кабардинцем. А вот слабака без старших братьев лупи с удовольствием, одобрят. Резанула атмосфера постоянных жестоких драк - резанула и отошла. И остался вопрос: так, значит, право называться чеченцем надо подтверждать? А если переформатировать, получится - а чем подтверждается право быть русским? Ведь чем-то же подтверждается, не всякий вливается в нашу семью. У чеченцев понятно, там жестокость, готовность убить и быть убитым. А у русских?
Для себя я нашел ответ. Умение жить с другими рядом, вот чем подтверждается русскость. Ну не слышал я о фактах изгнания нацменьшинств из сел и городов, как это было по всей периферии Советского Союза. Не встречал запрета для девушек на браки с инородцами, как это принято сейчас практически у всех наших "добрых" соседей. Таджики, отбиравшие у местных русских квартиры, сейчас с милыми улыбками живут по всей России, перебивают у нас работу, и киргизы с ними, и весь Северный Кавказ. Никто их не режет, не гонит. Могли бы, нас много. Но мы - русские, наша суть - уживаться со всеми.
И вот подвопрос: а кто из братьев наших вообще сдал этот экзамен? Украинцы? Да ну. Татары, столетиями живущие с нами вперемешку? Даже не смешно. Тогда кто? Если никто, то ведь это мина под будущее. Как рванет возродившийся русский национализм... И приметы этого будущего из всех углов Сети выглядывают. Печально, я ведь националистов не люблю, особенно русских.
Так что пора или отъединяться, или объединяться. И то, и другое равно поможет. Но первое - это потери территорий, а второе - возрождение империи кровью, а империи в двадцать первом веке не в почете. Так что задачка...
Что касаемо Чечни - не представляю, что когда-то мы сможем жить вместе. Не по форме, а по-настоящему - вместе. Слишком много между нами... чуждого. Вот история самого автора: учительницу, приехавшую в республику по распределению, изнасиловал местный "орел". Она сошла с ума, стала городской "достопримечательностью"... Блин, что нужно сотворить с девушкой, чтоб она сошла с ума? Что-то совсем выходящее за рамки человеческого... Но не в том дело, а в том, что этот местный дернул от правосудия к своим родичам. И они его, естественно, укрыли. Потому что учительница кто? Никто. Она не в тейпе, без родни, за нее некому заступаться. В Чечне - некому. Это не мои домыслы, так чеченец пишет. Ну и как такому народу жить в России? Для русских государство и закон важнее родственных степеней. Маньяк - получай. У нас их тоже есть, но... мою тетку зарубил топором муж, так его и взрослый сын искал, и вся деревня, чтоб сдать в тюрьму. А когда поймали - требовали смертной казни. Неважно, что половине деревни родич. Душегуб - на тот свет! А тут в книге у автора герои по улицам отрезанные головы таскают, чтоб народ на них плевал, и ведь плевали... Так что живет сейчас Чечня только по форме в России - и это правильно. Пока что правильно. А потом как взорвется.
Молодец, Герман Умаралиевич, хорошая книга у тебя вышла. Честная. Хотя ты, может, этого и не хотел.