Найти тему
Mariana Italiana

Прекрасный Сан-Джованни

Баптистерий на соборной площади Флоренции, Battistero di San Giovanni - самое старое из существующих ныне в городе зданий. Это удивительное место, с него все начиналось (именно там крестили всех детей, рожденных в городе) и им же все заканчивалось (до XIV века баптистерий был окружен кладбищем). Как пройти этот путь, каждый флорентиец решал сам, Сан-Джованни самим фактом своего существования давал советы, как не потеряться в жизни и где найти поддержку.

Первые упоминания о баптистерии относятся к IV - V веку, хотя точная дата постройки неизвестна. В античные времена на этом месте находился храм, построенный по приказу Юлия Цезаря для легионеров-ветеранов, и посвященный богу войны Марсу. От этой первой постройки сохранились фрагменты пола под решеткой напротив восточной двери. В IV веке, когда христианство набирало обороты и стало основной религией в Римской Империи, здесь было решено устроить крестильню. Статую Марса, которая находилась в храме, по записям в "Новой хронике" Джованни Виллани, жители Флоренции не выбросили, а перенесли "ибо в древних преданиях сказано, что на эту статую было наложено заклятье, соединяющее ее с планетой Марс, и, когда она будет разбита или предана поруганию, город подвергнется ущербу, опасности и великим переменам". Фигуру Марса установили у моста через Арно, который в 1333 году смыло наводнением. Сегодня на том месте начинается знаменитый Понте Веккьо.

Данте "Божественная комедия":
О прадедах моих скажу лишь это;
Откуда вышли и как звали их,
Не подобает мне давать ответа.
От Марса к Иоанну*, счет таких,
Которые могли служить в дружине,
Был пятой долей нынешних живых.
*От Марса к Иоанну - от статуи Марса, покровителя римской Florentia, до баптистерия святого Иоанна, то есть от южного конца Флоренции до северного, от античной языческой истории к христианству.
"Тотила (король остготов) уничтожает крепостные стены Флоренции", в центре - баптистерий Сан-Джованни.  Джованни Виллани в "Новой хронике" писал: "Опустошив Флоренцию и очистив ее от жителей и богатств, Тотила велел сжечь все дотла, не оставляя камня на камне, что и было выполнено. Только в западной части сохранилась одна из башен, выстроенных Гнеем Помпеем, в северной и южной — ворота, а неподалеку от них — "casa, sive domo", что мы понимаем, как собор Сан Джованни, некогда дом Марса. Это здание никогда не подвергалось разрушению, и никогда не подвергнется вплоть до судного дня, как написано в мозаиках храма"
"Тотила (король остготов) уничтожает крепостные стены Флоренции", в центре - баптистерий Сан-Джованни. Джованни Виллани в "Новой хронике" писал: "Опустошив Флоренцию и очистив ее от жителей и богатств, Тотила велел сжечь все дотла, не оставляя камня на камне, что и было выполнено. Только в западной части сохранилась одна из башен, выстроенных Гнеем Помпеем, в северной и южной — ворота, а неподалеку от них — "casa, sive domo", что мы понимаем, как собор Сан Джованни, некогда дом Марса. Это здание никогда не подвергалось разрушению, и никогда не подвергнется вплоть до судного дня, как написано в мозаиках храма"

Здание баптистерия было сооружена в северо-восточной части внутреннего кольца стен Флоренции на фундаменте римских построек. Оно было предназначено для совершения христианского крещения (слово "баптистерий" происходит от греческого "погружаю"), так как погружение в воду - обязательная часть обряда, внутри здания был размещен бассейн со святой водой, скорее всего украшенный скульптурами и мозаикой.

В средние века в центре прекрасного инкрустированного мраморного пола баптистерия располагался крестильный источник, о котором упоминал в своей "Божественной комедии" Данте. Старый источник был разрушен в XVI веке по приказу великого герцога Франческо I, а текущий был возведен у стены мастерами Пизанской школы в XIV веке.

Данте "Божественная комедия":
Повсюду, и вдоль русла, и по скатам,
Я увидал неисчислимый ряд
Округлых скважин* в камне сероватом.
Они совсем такие же на взгляд,
Как те, в моем прекрасном Сан-Джованни,
Где таинство крещения творят!
Я, отрока спасая от страданий**,
В недавний год одну из них разбил:
И вот печать, в защиту от шептаний!
*Старый крестильный источник в Баптистерии Сан-Джованни скорее всего имел пять крестообразно расположенных мраморных купелей, или же четыре специальных круглых выемки в мраморном полу вокруг купели, в которые становились священники, совершавшие обряд.
** Однажды в одну из этих выемок, или купелей, забрался расшалившийся мальчик и застрял в ней. Вошедший в церковь Данте взял топор и, разбив мрамор, освободил его. Эта терцина служит поэту печатью в удостоверение истины и в защиту от шептаний, будто его поступок был кощунствен.

Начиная с IV века баптистерии (а это могут быть как отдельные здания, так и пристройки в соборам) часто посвящались Иоанну Крестителю. Флорентийская крестильня - не исключение. Сан-Джованни на многие столетия стал центром городской жизни, ведь именно в нем (вплоть до XIX века) принимали крещение все дети, рожденные во Флоренции. Начиная свой жизненный путь вместе с Крестителем Христа, флорентийцы сделали его небесным покровителем своего города. "Очарня Иоаннова", так именовал свой родной город Данте. "Крестителем запечатленный сплав" - его же название золотой флорентийской монеты, флорина (fiormo), на лицевой стороне которого был изображен покровитель города - Иоанн Креститель, а на оборотной - флорентийский герб, лилия (fiore - цветок, откуда и название монеты).

Джованни ди Сер Джованни (Скеджа) "Кассоне Адимари". Стенка расписного сундука, показывает свадебную процессию, выходящую из баптистерия Сан-Джованни
Джованни ди Сер Джованни (Скеджа) "Кассоне Адимари". Стенка расписного сундука, показывает свадебную процессию, выходящую из баптистерия Сан-Джованни

Сан-Джованни, естественно, был центром многих городских праздников. Каждый год, начиная с 1084 года, 24 июня на площади проводится торжество в честь святого. В средние века - это был торжественный молебен, а также особые скачки - "бархатное палио". В эпоху Возрождения устраивался большой маскарад, в котором принимали участие все жители города. В настоящее время в программе снова религиозная служба и особая процессия от площади Веккьо, которую возглавляют мэр, наиболее уважаемые граждане и церковные иерархи, несущие богато украшенные подсвечники с огромными свечами, как символ подношения города святому Иоанну. После мессы во Флоренции начинаются массовые уличные гулянья и различные культурные мероприятия, приуроченные к фестивалю. В завершении программы празднования - финал общегородского турнира по Флорентийскому историческому футболу, которое проходит на площади перед церковью Санта Кроче.

Среди других традиций храма - благославление воды купели баптистерия и огня в день святой субботы, факелы с святым огнем флорентийцы разносили по всему городу, как это было в Иерусалиме.

Первое датированное упоминание баптистерия - 4 марта 897 года, когда Амадео, римский князь и представитель императора вершил суд в портике, расположенном напротив "базилики Святого Иоанна Крестителя". В тот период баптистерий становится Кафедральным собором Флоренции, и эта роль сохранялась за ним до 1128 года. В те времена обряд святого таинства проводился только два раза в год, поэтому необходимо было иметь несколько дверей, чтобы большое число верующих могли попасть внутрь храма. И по сей день по обычаю, 21 марта сюда приносят всех детей, родившихся в предыдущие 12 месяцев.

В это время во Флоренции стремительно расширялась, вокруг города возводилось уже четвертое кольцо стен, охватывающее площадь, по крайней мере в два раза большую, чем третье, росла и численность населения, достигающая 30 тысяч жителей. Следующее историческое событие произошло 6 ноября 1059 года, когда вновь избранный Папа Николай II приказал реконструировать храм, сделав его новым епископатом. Тогда же здание приобрело свою особенную восьмиугольную форму и был закончен восьмигранный купол, также была пристроена полукруглая аспида в западной части здания, в которой разместился алтарь. Форма баптистерия выбрана не случайно, она является символом восьмого дня, дня Христа как символа надежды на воскресение. Здание было построено таким образом, что свет падал из специального окна - фонаря прямо на купель крещения и должен создавал видимое ощущение христианского "просветления".

Ныне существующее здание строилось с 1059 по 1129 годы, в этот же период была произведена внешняя отделка здания, заказанная и оплаченная Купеческой гильдией Флоренции. Другая гильдия – Суконщиков, была ответственна за внутреннее содержание Баптистерия.

В 1128 году баптистерий был покрыт гладкой пирамидальной крышей, фонарь с колоннами относится к 1150 году, а прямоугольная кафедра — к 1202 году.

В 1293 году Флорентийская республика решила воздвигнуть рядом с Баптистерием Сан-Джованни новый собор, который смог бы вместить всех горожан. Строительство начали на месте старой церкви Санта Репарата (IV-V век), названной в честь святой, которую особенно почитали во Флоренции, так как в ее день была одержана победа над варварами. Основу собора заложил Арнольфо ди Камбио. В качестве главного архитектора городского совета, которому гильдия искусств поручила строительство большого собора, он решает также изменить облик баптистерия. Для этого простое здание из песчаника было облицовано лучшим мрамором, закрывший основу стен: белого цвета из Луниджаны и зеленого из Прато. Такое решение, опирающееся на античные образцы, заложило основу визуального стиля Флоренции Ренессанса. Восьмигранные блоки, декорированные строгими белыми и зелеными полосами, стали типичными элементами стиля, встречающегося не только в самой Флоренции, но также и в других городах Италии.

Каждая грань баптистерия имеет трехлепесковое деление, она украшена пилястрами и увенчана антаблементом и полукруглыми арками, обрамляющими окна. Окна здания также очень интересны, фасад разлинован попеременно то стрельчатыми, то полукруглыми решетками — классическое украшение для архитектуры Ренессанса.

До конца XIII века баптистерий был практически недоступен для обозрения. Его окружали саркофаги и высокие мраморные надгробия, принадлежавшие знатнейшим семьям Флоренции. Они заслоняли его стены, загромождали площадь, мешали движению. Красноречивым свидетельством визуального открытия храма в начале XIV века может служить тот факт, что представители Советов Баптистерия и Собора в 1339 году обратились к городским властям с просьбой понизить уровень площади и прилежащих улиц, чтобы оба храма выглядели более монументальными. "Они кажутся такими низкими, особенно от улицы Корсо, что красота их оказывается из-за этого во многих отношениях умалена и скрыта".

Внутри баптистерий сохраняет ту же восьмигранную планировку, что и снаружи. Он облицован мрамором, и каждая из его стен разделена на три части высокими колоннами.

Снаружи баптистерий украшен тремя группами скульптур, расположенными над порталами между двумя центральными колоннами и под окнами на втором этаже. На восточной стороне изображено крещение Христа, на северной - проповедь Иоанна Крестителя, на южной - представленная в бронзе, казнь святого.

Особое украшение здания баптистерия - его двери. Наиболее древними являются южные бронзовые двустворчатые двери (врата), созданные в 1330-1336 годах великим итальянским художником Андреа Пизано, который ко времени получения заказа на изготовление дверей уже прославился возведением Кафедрального собора в городе Пиза. Пизано всего лишь за три месяца изготовил восковые формы рельефов дверей, а их отливка была доверена венецианскому мастеру Леонардо д’Аванцо, лучшему мастеру этого дела на то время. Ворота содержат 28 панелей с барельефами, изображающими жизнь Иоанна Крестителя и Аллегории Добродетелей.

Северные и восточные врата – ценные объекты истории искусства. Они знаменуют собой ключевой момент развития приемов Ренессанса, таких как естественная перспектива. Северные двери были задуманы городскими властями в эпохальный 1401 год в честь избавления от чумы. Семи ведущим художникам было предложено сделать панели на одну и ту же тему – житие Христа и евангелистов. Победителями были признаны Лоренцо Гиберти и Филиппо Брунеллески. Судьи конкурса никак не могли выбрать лучшего из них и предложили двум талантам работать над дверьми совместно. Однако Брунеллески обидевшись, ответил отказом и к работе приступил только Гиберти, в результате чего через 21 год появился истинный шедевр эпохи Возрождения.

Северные врата Баптистерия поражают своей детальностью и великолепным исполнением, которые резко отличаются от формализма Средних веков. Они состоят из 28 панелей, окруженных готическими квадрифолиями – четырехлепестковым обрамлением. На панелях изображены сцены из Нового Завета, а также Евангелисты и Учителя церкви.

Напротив северных дверей установлена колонна, посвященная Святому Зиновию, первому епископу Флоренции. По преданию, когда гроб с останками усопшего проповедника проносили мимо Баптистерия в Собор Дуомо, на этом месте во время зимы зацвел вяз.

Гильдия торговцев тканями была настолько довольна итогом работы Гиберти, что сразу же заказала врата для восточного портала Баптистерия. Через 27 лет Гиберти представил свое творение: на этих дверях автор поместил 10 сложных позолоченных рельефов со сценами из Ветхого завета и с большим количеством персонажей. Микеланджело назвал их "Вратами Рая".

"Врата Рая" и порфировая колонна баптистерия
"Врата Рая" и порфировая колонна баптистерия

Возле восточных дверей Баптистерия можно увидеть две колонны из порфира, с которыми связана любопытная легенда. Однажды жители Пизанской Республики, отправляясь в поход, попросили Флоренцию охранять их родной город, так как опасались нападения Лукки. Те выполнили их просьбу и взамен им были подарены эти колонны, которые могли предсказывать предательство. Правда, пизанцы уже передумали и не хотели дарить такой ценный подарок, который мог бы рассказать и об их предательстве. Поэтому они прокипятили колонны и те потеряли свое свойство (или по другой версии, их обожгли в костре и покрасили красной краской, чтобы не было видны повреждения на камне). Флорентинцы так и не придумали, куда же деть эти колонны, и просто прислонили их к Баптистерию, где они находятся и по сей день. Если же обратиться к источникам, то пизанцы действительно подарили флорентийцам две порфировые колонны, и произошло это в 1117 году. Это впрочем не изменило отношений между двумя постоянно враждующими городами, флорентийцев из-за их промаха с колоннами называли слепцами, а пизанцев - изменниками, псами или лисицами.

Данте "Божественная комедия":
О Пиза, стыд пленительного края,
Где раздается si! Коль медлит суд
Твоих соседей, - пусть, тебя карая,
Капрара и Горгона с мест сойдут
И устье Арно заградят заставой,
Чтоб утонул весь твой бесчестный люд!
-10

Флорентийский баптистерий похож на драгоценную шкатулку, его основные сокровища - потрясающее золото мозаик, внутри, но и внешнее оформление также дорого. Данте писал "В ином руне, в ином величьи звонком вернусь, поэт, и осенюсь венцом там, где крещенье принимал ребенком". Действительно, к этому месту хочется возвращаться, это стартовая точка многих флорентийских историй и без понимания его сути, рассказ о городе будет далеко не полным.