Если дела идут хорошо, это заслуга команды, если плохо — «заслуга» босса. Босс и команда должны усиливать друг друга. Однако если все хорошо, шеф должен найти и сказать отблагодарить людей, которые поспособствовали достигнутому успеху, а если есть провал, то нужно искать причину в себе.
Последнее не значит, что не нужно наказывать нерадивых сотрудников или разгильдяев, нужно подумать над тем, кому и как была поставлена задача, были выделены ресурсы, понимал ли человек зачем и почему он делает ту или иную работу.
Главная функция руководителя — находить подходящих под задачи людей. И если их нет, смотреть в зеркало и искать причины в себе.
Синергия – между боссом и сотрудниками достигается там, где есть согласованность целей и интересов, доверие, взаимная ответственность, уважение и технологичность в выработке и реализации решений.
Да и в команде должна быть добросовестная или честная конкуренция, она способствует достижению положительного синергетического эффекта. Мы можем добиться большего конкурируя, так как это мобилизует работать с большей самоотдачей.
Да, бывает так, что у нас что-то не получилось, сорвалось или мы неправильно оценили ситуацию один раз. Это опыт. Если ситуация повторяется — это ошибка.
Очень хорошо по этому поводу говорят арабы: то, что было один раз, возможно повториться во второй, но если это повторилось два раза, то точно повторится и в третий. Да, каждый имеет право на собственный опыт, но у нас нет права совершать ошибки.
Ошибки — это не выученные уроки. Однако не следует наказывать за ошибки сотрудников, предотвращение ошибок – задача босса.
У нас в малом и среднем бизнесе как-то не принято уделять внимание изучению своего опыта, особенно если это успешный опыт. Выполнили план, заключили контракт, нашли решение проблемы или не допустили срыва поставок — в лучшем случае выносится благодарность, начисляется премия, но сейчас этого недостаточно, нужно учиться на собственных успехах.
Есть огромное количество примеров, когда нам удавалось однажды сорвать банк и потом долго ждать повторения успеха, а он так и не пришел. В спорте говорят: стабильность — признак мастерства.
Нам нужно развивать навык масштабирования своих успехов.
Начните с простого: создайте чек-лист, инструкцию, проведите мозговой штурм, поощряете не только за успех, а за его повторение.
У вас такое было, что в течение нескольких периодов вы выполняли планы и ваши успехи воспринимали, как должное? А может вас снимали с успешного направления и переводили на неуспешное? Урезали бонусы, за постоянное выполнение плана? Я с этим сталкиваюсь постоянно. Именно поэтому прописываю в контрактах определенные условия, снижающие риски, связанные с головокружением от успехов у моих партнеров. Вам не простят успех. Есть те, кто предпочитает учиться на ошибках и совершать ошибки.
Безусловно, любые правила нужно соблюдать до тех пор, пока они помогают жить, развиваться и отказываться от них если они приносят вред. А для этого нужно постоянно проводить ревизию существующих правил. Нужно совпадать в главном и отличаться в важном. Тут либо ты создаёшь правила, либо они тебя.
Нужно постоянно готовить себя к изменениям правил, даже если ты лидер и первопроходец. Лидерская позиция самая проходящая и мимолетная. Любые устрашение стереотипы закупоривают развитие и приводят к стагнации. К сожалению, мы не может отказаться от всех стереотипов, но должны научиться ими пользоваться и извлекать выгоду. Отказаться от привычных моделей действия, принятия решений тяжелый труд и испытание наших возможностей и ментальной, эмоциональной и даже социальной гибкости.
Создавать уникальный бизнес, команды, могут только уникальные люди. Нам каждому нужно понять, в чем была наша уникальность, какой уникальностью мы обладаем и какую уникальность нам нужно развить завтра.
Спросите у себя, в чем ваша уникальность, в чем уникальность вашей команды. Только не говорите о ваших достижения, расскажите, что и кто вас привел к ним. Уникальность — это в первую очередь набор ваших ценностей, особенностей мышления. Уникальность — это то, чем ты полезен и чем ты усиливаешь свою команду и своих клиентов.
Правила команды
Для руководителя:
- Посвящать свое время и свои мысли работе;
- Признавать право на ошибку;
- Привлекать своих сотрудников к принятию основных решений;
- Не вмешиваться в порученные сферы деятельности;
- Нести ответственность за деятельность своих сотрудников;
- Помогать своим сотрудникам, побуждая их думать, самостоятельно принимать решение во всех случаях, когда это возможно.
Для сотрудников:
- Ценить время своего руководителя;
- Сигнализировать о своих ошибках, признавать их;
- Обязательно высказывать свое мнение;
- Дисциплина при выполнении задач;
- Немедленно информировать о трудностях, а так же о работе отдела;
- Принимать ответственность за результат на себя;
- Быть заинтересованным в своей деятельности. Своевременно информировать руководителя о результатах.
Как понять, что вы команда
1. Существуют общие цели для всех участников.
2. Каждый участник команды выполняет свои функции имеет свою зону ответственности в достижении этих целей.
3. Все участники команды дополняют друг друга, в профессиональном и личном плане.
4. Каждый сам следит за своей дисциплиной.
5. Между всеми участниками команды существенна свобода:
· Самовыражения
· Проявления инициативы
· Влияния в группе
6. Взаимоотношения между участниками команды имеют следующие качества:
· Взаимное уважение
· Право на собственное мнение и идеи
· Уважительное отношение к личности
· Сотрудничество и взаимовыручка
7. Каждый участник команды развивает свою квалификацию и улучшает поведение.
Искренне Ваш, Мурат Нурпеисов!